Сотрудница мэрии Цюриха Алина Туккало рассказывает, как обустроены швейцарские дома престарелых и почему пенсионеры зачастую выбирают жизнь там, а не в семье.
Я работаю в интеграционном ведомстве цюрихской мэрии. В мои обязанности входит рассказывать о Швейцарии тем, кто приехал в страну из бывшего СССР. Курс «Мы живем в Цюрихе» ведется на десяти языках – немецком, английском, японском, китайском, испанском и, в том числе, и на русском. На курсе мы рассказываем про особенности жизни в стране, чтобы новоиспеченные жители знали, как разделять мусор, как правильно обращаться со страховкой, про систему здравоохранения, образования и так далее. В рамках программы проводится и несколько экскурсий – на мусороперерабатывающий завод и в государственный альтерсхайм (дом престарелых).
Продолжительность жизни швейцарцев одна из самых высоких в мире, по последней статистике, – 83,7 года.
Официальный пенсионный возраст у мужчин в Швейцарии – 65 лет, у женщин – 64, но во многих случаях уйти на заслуженный отдых можно и раньше. Обычно старики в Швейцарии живут в домах престарелых. Cредний возраст обитателей домов престарелых – восемьдесят с хвостиком. Даже те, у кого есть дети, семья и солидные накопления, встают в очередь, чтобы получить место там. Швейцарская «богадельня» может стоить восемь тысяч франков в месяц – роскошь не для нищих (1 франк = £0,77). Но если за душой ничего нет, приют все равно гарантирован за счет «социалки».
Независимость и йога
Старики вносят свои имена в список ожидания, заранее выбрав приют по душе и по месту жительства. Одна из основных причин, почему швейцарские пожилые люди предпочитают казенное учреждение семье – независимость: чтобы не мешать детям и никого не напрягать.
Моя швейцарская свекровь Урсула, например, решительно отказалась переезжать к нам в Цюрих, потому что в ее селе с ней все здороваются по имени (она работала учительницей в начальной школе и выпустила не одно поколение односельчан). К тому же в городе для нее слишком много людей и машин. Сейчас Урсуле восемьдесят четыре года, и пока она прекрасно справляется с домашним хозяйством – с домом и садом, в котором она выращивает розы, и с маленьким, но очень урожайным огородом. И даже приезжает помогать нам с детьми. По пятницам. Потому что по понедельникам у нее гимнастика, по вторникам она играет в оркестре на скрипке, по средам ходит по горам с альпийским клубом, по четвергам – йога. И я не могу сказать, что моя свекровь – что-то из ряда вон выходящее для Швейцарии, совсем нет, стандарт.
Удобный и безопасный микрокосм
Место в доме престарелых ждут по году или по два. Берут только тех, кто в здравом уме, нетронутом Альцгеймером, и может сам с собой справиться, в противном случае посылают в хоспис. Разумеется, некий профуход предусмотрен, и люди в белых халатах иногда мелькнут в коридоре, но главное – это инфраструктура, удобный и безопасный микрокосм.
В прачечной у каждого своя полка с подписанными вещами, проглаженными и аккуратно сложенными стопкой. В столовой у каждого свое место с карточкой – диабетикам, вегетарианцам и прочим готовится на свой манер. Есть парикмахерская и маникюрно-педикюрный кабинет. Парк – заросший и ухоженный, дикий и ручной одновременно. Мастерская для поделок, пошивок, вышиваний. У каждого комната, запирающаяся на ключ, с душем, туалетом, иногда крохотной кухней. Мебель привозят свою, домашнюю. Бывает, селятся вдвоем – муж и жена. В холле у всех личный почтовый ящик. «Прайвеси» соблюдено полностью. Передвижение свободное: можно и на Канары на Рождество слетать – только руководство предупредить надо.
В общем, если не полностью гостиница, то к пансиону очень близко. Есть тревожные кнопки и везде лифты. И такие удобные железные скобы в ваннах и туалетах – за них, чтобы привстать, можно цепляться руками, когда отказывают ноги. Стены на этажах, чтобы не заблудиться, цветные, как южное лето или весна: второй этаж выкрашен в оранжевый, третий – в голубой, четвертый – в желтый.
Сколько стоит
Конечно, и здесь дома престарелых бывают разные – есть и частные, они почти как пятизвездные гостиницы, но и ценник соответствующий. Средняя ежемесячная стоимость проживания в домах престарелых и хосписах по Швейцарии около восьми тысяч франков. Возьмем, к примеру, частный альтерсхайм в Цюрихе в престижном районе. Базовая стоимость за один день проживания в однокомнатных апартаментах – 250 франков, это около семи с половиной тысяч в месяц. Специальный уход разной сложности (есть двенадцать разных категорий) оплачивается отдельно, прибавляется к базовой стоимости от 15 до 334 франков в день. Впрочем, не стоит паниковать: расходы на медобслуживание соображают на троих – медстраховка, община и сам пенсионер, из собственного кармана. Притом платит он чисто символическую часть — двадцать франков.
Да, частные дома хороши, но даже бюджетные, куда я вожу экскурсии, например, альтерсхайм «Лиммат», вполне чисты, аккуратны и ухожены. Их базовая стоимость – 140-160 франков в день, плюс еще надстройки за медпомощь, в зависимости от состояния здоровья.
Несмотря на кажущиеся большими цифры, государственные дома доступны всем швейцарским пенсионерам.
В целом, две трети финансирования идет за свой счет – пенсия и (или) продажа недвижимости. Если расходы не покрываются – подключаются близкие, а если и с них нечего взять – социальное страхование. Оно особенно может пригодиться тем, у кого нет добротной и устойчивой швейцарской пенсии из трех опор (государственная, профессиональная и частная, то есть свои собственные накопления).
Обмен энергией
Один из главных принципов швейцарского общества – гетерогенность. Швейцарцы стараются не создавать изоляции, притом по разным признакам, в том числе возрастным. Недавно в нашем районе построили дом престарелых, а при нем отличную детскую площадку. С моей подругой Машей мы познакомились именно там, хотя мы еще не пенсионеры. Просто именно там в терапевтическом бассейне проходил курс «Плавание для младенцев», куда мы водили, а точнее носили, наших малышей.
Дома престарелых за недорого могут сдавать помещения: под танцы, шахматные турниры, тай чи и йогу, киносеансы и детские группы. «Чужие» люди оживляют мир старости. Ведь нам всем, а особенно в преклонном возрасте, необходим обмен энергиями – пожилые люди должны видеть, как растут дети, чувствовать молодежь.
Заходить на экскурсиях в дома престарелых ничуть не страшно и не брезгливо, но иногда грустно. Особенно, когда показывают комнаты, а они почти всегда пустые. Потому что наш курс впускают только тогда, когда одни старички ушли насовсем, а другие еще не вселились. Но выдох этот, этот зазор между смертью и жизнью – он очень короткий: ведь на листе ожидания уже давно стоят новые люди.
Фото: Pixabay.com