Мы продолжаем рассказывать о Британии – европейской стране, созданной мигрантами. В первой статье этой мини-серии мы рассказали о «кровавых» мигрантах – тех, что иммигрировали на остров с огнем и мечом. До XI столетия все пришельцы были именно такими.
Но потом все очень (очень!) сильно изменилось.
Об эпохе
Как вы помните, первые 1000 лет своей истории Англия была проходным двором. Грядки с репой и луком здешним жителям топтали и римляне, и англосаксы, и викинги, и другие непоседливые народы.
Но зато следующие несколько столетий, о которых пойдет речь в этой статье (с конца XI по XV век), были настоящим раем расиста. Англия в эти благословенные времена была этнически однородной – в нее никто не приезжал. И даже в большом торговом городе Лондоне иностранцев было не так уж много. Завоеватели уже не приходили, потому что Англия при нормандцах стала способной оказать им сопротивление. А масштабная деловая и трудовая миграция еще не началась, потому что остров еще долго оставался медвежьим углом, до которого никому не было дела.
Однако кое-какие, хоть и не всегда многочисленные волны миграции были и в эти времена. Вот о них мы и расскажем.
Евреи его величества: двести лет вместе (XI-XIII вв.)
С евреями, как всегда, все сложно. В Англию они впервые прибыли в XI веке – их сюда пригласил сам Вильгельм Завоеватель, нуждавшийся в финансовой поддержке. И два столетия они жили в английских городах в статусе особых подданных короля, зарабатывая ростовщичеством и платя налоги лично его величеству.
Их было относительно немного – на момент изгнания (о котором ниже) община насчитывала всего порядка 3000 человек. Но она была влиятельная и богатая. Евреев упомянули даже в Великой хартии вольностей. Некоторые параграфы, касавшиеся выплаты долгов, начинались именно так: «Если кто-то возьмет в долг у евреев…».
Однако славные ростовщические традиции евреев до нашего времени не дошли, потому что в конце XIII века их отношения с местными властями, феодалами и обывателями сильно испортились. В 1290 году их из Англии просто выгнали, нажитое нелегким ростовщическим трудом отняли, а долги, которые им не успели выплатить должники, переписали на королевскую казну.
И виноваты в этом были не то чтобы сами евреи. Просто жизнь пошла сложная: в Европе начались крестовые походы, на которые были нужны деньги. Короли и знать обращались за помощью все чаще, и те, чтобы не отказать влиятельным людям, стали сильнее давить на других должников.
Масла в огонь очень вовремя добавили ветераны крестовых походов, которые возвращались из Святой земли. Вместе с боевой славой и награбленным добром они принесли из Палестины ужасные факты. Выяснилось, что именно евреи были теми плохими парнями, которые распяли Иисуса (о том, что и сам Иисус был далеко не ирландец, ветераны не рассказывали).
О каком хорошем отношении к евреям после этого можно было говорить? Сразу в нескольких странах на них начались гонения. И стыдно признаться, но средневековая Англия, которая была неразвитой окраиной Европы и не имела больших успехов в других областях, в этом деле сумела себя проявить в полном блеске и даже стать в каком-то смысле образцом для подражания. Преследования евреев в Англии были особенно жесткие – в некоторых городах их общины были просто уничтожены. А само изгнание с изъятием богатств и переписыванием долгов было таким удачным предприятием, что его потом повторили у себя дома и другие страны.
Чем обогатили
Чем же обогатили остров эти двести лет вместе?
Теоретически Англия могла бы позаимствовать у еврейской общины очень много – интерес к книгам, наукам и предпринимательству, да хотя бы блюда их национальной кухни.
Но века были более чем средние, и англичане поступили скромнее – всего лишь ограбили и выгнали их. А из нематериальных ценностей нам из этой страницы истории остался только антисемитизм.
Кстати, насчет последнего Англия была особенно изобретательна. Именно англичане придумали такую замечательную штуку, как кровавый навет. Первый в средневековой истории случай, когда евреев обвинили в кровавых ритуальных убийствах, произошел в городе Норидже еще в 1144 году.
Дело было так: в лесу возле города нашли убитого двенадцатилетнего мальчика Уильяма, ученика дубильщика. В последний раз паренька видели живым, когда он якобы заходил в еврейский дом. Вывод горожане сделали простой и очевидный: евреи распяли несчастного ребенка.
К чести местных властей надо сказать, что городской шериф спас евреев от расправы, а епископ признал, что обвинения в их адрес были бездоказательны. Но миф о ритуальных убийствах евреями христианских детей крепко-накрепко прижился в народном сознании, распространился в другие страны и неоднократно воспроизводился в последующих веках. Например, знаменитое «дело Бейлиса» в России (1911-1913 гг.) развивалось в общем-то по английскому сценарию 800-летней давности.
Евреям разрешили вернуться в Англию лишь три с половиной столетия спустя – при Оливере Кромвеле, который, как и Вильгельм, тоже вдруг стал испытывать потребность в хороших людях, у которых можно одолжить денег. Но это уже другая история.
Ломбардцы-содомиты и языковой тест для фламандцев (XIV век)
Помимо евреев в эти мрачные времена на остров пытались пробраться и другие иммигранты. Например, итальянцы из Ломбардии. В их стране ростовщичество не было запрещено, и они им активно занимались и в Англии пытались занять нишу, освобожденную евреями.
В целом затея состоялась, хотя и в небольших масштабах. Однако ломбардцы тоже столкнулись со стеной неприязни. Уже в 1376 году в парламенте слушалась жалоба английских торговцев на то, что ломбардцы являются евреями, сарацинами и шпионами, да вдобавок привезли в страну страшное зло – содомию.
Неизвестно почему, но слава содомитов потом надолго закрепилась именно за ломбардцами – даже в английском фольклоре.
Другими европейцами были фламандские ткачи. Их было немного – всего около тысячи человек. На острове они пытались составить конкуренцию местным ремесленникам.
Но и фламандцы получили жесткий отлуп: их обвинили в том, что они были изгнаны из своей страны за мошенничество и некачественный труд. Более того, однажды, в 1381 году, местная публика устроила им внезапный языковой тест. И он был куда жестче, чем сегодняшний IELTS: простые английские трудяги выволокли несколько человек прямо из церкви и заставили их говорить по-английски. Тем из них, кто не сумел, прямо там и отрубили головы.
Чем обогатили
В целом ничем – в силу собственной малочисленности и неприятия местным населением. Изобретение и экспорт содомии ломбардцам все-таки приписывать поостережемся.
Вместо заключения
В дальнейшем недружелюбное отношение к приезжим в стране росло, расцветало и закреплялось на законодательном уровне. Неприязнь англичан к чужеземцам отмечали венецианские послы в XV веке. А в 1484 году король Ричард III, последний из Плантагенетов, вообще запретил въезд иностранным купцам и ремесленникам. Тем же из них, кто уже жил в Лондоне, было запрещено брать в наемные работники кого-либо кроме членов своей семьи. Для многих фактически это был запрет на профессию. Автору этих горестных строк до сих пор непонятно, как это мимо такого прекрасного способа сокращения иммиграции в свое время прошла Тереза Мэй.
Англия тех столетий была страной, о которой мечтают сегодняшние «брекзитеры». Когда кто-нибудь из них в следующий раз скажет, что хочет «their country back», уточните: «Back in XIII century?».
Иммигранты же в эти века были скудным семенем, упавшим в дурную почву. Чем-либо заметным они (не)принявшую их страну обогатить не смогли, даже если честно пытались.
Но мы не можем сказать, что их существование не оказало влияния на нашу с вами сегодняшнюю жизнь. Хотя бы потому, что благодаря им в те времена была заложена и развита такая важная скрепа, как ксенофобия – нравственная и духовная основа того бл£дского цирка, который происходит в Великобритании последние два года.
Еще по теме:
Как иммигранты создавали Британию. Часть I: кровавая каша из топора