Знаете сколько картин великого Леонардо да Винчи сохранилось до наших дней? Всего пятнадцать! Каждая картина на вес золота, причем в буквальном смысле. В 2018 году картина Леонардо «Спаситель мира» была продана за 450 млн долларов и стала самой дорогой в истории. Не удивительно, что Национальная галерея гордится крупной и к тому же прекрасно сохранившейся картиной «Мадонна в скалах» авторства Леонардо. Вот только… писал ли ее Леонардо? Сегодня речь об одном из самых неоднозначных шедевров из собрания лондонского музея.
Художник и контракт
История создания «Мадонны в скалах» была весьма драматичной. Началось все с того, что в 1483 году францисканское братство Непорочного зачатия Девы Марии заказало Леонардо икону. Контракт был составлен очень тщательно. В нем были оговорены не только сроки работы, но и сюжет, действующие лица и даже манера письма. Заказчики непременно хотели, чтобы картина выглядела «богато»: лазурь, золото и ярко-синий ультрамариновый плащ Богородицы. Леонардо подписал этот контракт, но следовать ему не стал.
Во-первых, художник не смог предоставить картину в срок, но самое главное, он нарисовал совсем не то, что от него ждали братья-францисканцы. Вместо всем привычного полуфантастического образа Мадонны с младенцем в окружении ангелов художник написал вполне достоверный скалистый пейзаж и реалистические фигуры библейских героев. Причем своды скал, растения, цветы – все это было воспроизведено художником с поразительной точностью. Как будто это не икона, а учебник по ботанике. Вместо ярких красок Леонардо выбрал более естественные для пещеры приглушенные сумеречные цвета, которые создавали подобие дымки. Этот эффект называется «сфумато». Для Леонардо настоящая ценность заключалась не во внешнем блеске, а в реалистическом видении.
Увидев картину Леонардо, заказчики пришли в ярость – что за грязь? Где обещанное сусальное золото и ультрамарин? Почему над головами святых нет нимбов? Возник конфликт: францисканцы отказались оплачивать покупку дорогих красок для картины, а Леонардо отказался отдавать им свою работу за копейки. Началась многолетняя тяжба между художником и заказчиками.
Две Мадонны
Почти двадцать лет продолжалось разбирательство – кому же должна принадлежать картина великого мастера. В конце концов было найдено компромисное решение: неугодную картину Леонардо оставил себе (она впоследствии оказалась в собрании парижского Лувра), а специально для францисканского братства была написана вторая картина, в которой были учтены все его пожелания. Именно эта вторая картина, написанная спустя двадцать лет после первого варианта, находится в Лондоне. Впрочем, вопрос, кто ее написал, по сей день остается открытым.
На первый взгляд обе «Мадонны» очень похожи друг на друга: общие очертания пейзажа, главные действующие лица. Но если присмотреться ко второй версии повнимательнее, то оказывается, что изменилось буквально все! Исчез таинственный указующий жест ангела, поменялись элементы пейзажа, появились совсем другие камни и растения, а цвета стали яркими и ирреальными.
Долгое время считалось, что более позднюю версию картины писал не сам великий мастер, а его ученик Амброджо де Предис, а Леонардо лишь руководил процессом. И вот в 2010 году после реставрации картины лондонская Национальная галерея обнародовала сенсационную новость: хранящаяся в ней «Мадонна в скалах» написана самим художником! Неужели действительно Леонардо поступился своими принципами верности природе и пошел на поводу у заказчиков?
Ботаник
Впрочем, сомнений сенсационное открытие исследователей из Национальной галерея не развеяло. По сей день многие искусствоведы ставят под сомнение авторство Леонардо. Кстати, не только искусствоведы. Одну из самых любопытных теорий о «Мадоннах» придумали …геологи! Геолог и специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо проанализировала природный ландшафт на обеих версиях «Мадонны в скалах» и пришла к неожиданным выводам.
Первый вариант картины Леонардо написал в 1480-е годы в Милане. В то время художник много времени посвящал естественно-научным исследованиям, он целыми днями бродил в горах неподалеку с блокнотом и карандашом. Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике. Сохранились его заметки и натурные зарисовки местности – описания местных цветов и трав, наблюдения за альпийской природой.
Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике.
Подмеченные Леонардо черты миланской природы превратились в тщательно прописанный пейзажный фон «Мадонны в скалах». Художник устраивает зрителям настоящий тур в музей естественной истории – местные растения и даже структура камней переданы до мельчайших подробностей. Леонардо учел даже то, что в холодном и темном гроте могут расти лишь определенные виды трав, которые не требуют солнечного света и выживают среди камней. Такой подход вполне соответствовал представлениям художника о живописи, Леонардо был убежден, что хороший художник должен уметь воспроизвести любую форму, встреченную им в природе. «…ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, бродя по полям», — писал он.
Что случилось двадцать лет спустя?
В 1492-1502 годах, когда создавалась вторая версия картины, художник будто бы забыл о всех своих исследованиях и принялся рисовать выдуманные растения! На смену реальному пейзажу приходит выдуманный. В гроте появляются растения, которые не растут в таких условиях. Сложно себе представить, что Леонардо, с таким трепетом относившийся к окружающему миру и его природной красоте, просто-напросто проигнорировал его и быстренько намалевал невыразительный пейзаж, отдаленно напоминающий грот из первого варианта картины. Может быть, все дело в том, что вторую картину написал не Леонардо? Это вопрос, на который исследователи еще не нашли однозначного ответа.