В далеком прошлом женский купальник был не просто отрезом ткани — его дизайн красноречиво заявлял о том, какие ценности сейчас доминируют в обществе. Например, в Викторианскую эпоху сам факт оголения на пляже приравнивался к смертному греху, что и навело пытливые умы на мысль: «А в чем раньше люди ходили на пляж?» Сегодня мы как раз об этом и расскажем.
Какие слова приходят на ум при упоминании Викторианской эпохи? Лицемерие, ханжество, аскетизм — все эти определения верны для тех, кто не знает горькой правды. С 1837 года главной целью британской монархии было отделить средний и высший классы общества от низшего с помощью напускного целомудрия. Высокородные леди регулярно посещали церковь и хранили не только физическую, но и нравственную чистоту.
Джентльменам запрещалось снимать ночную рубашку даже в самый разгар выполнения супружеского долга. Мораль коснулась и мебели: ножки рояля одевали в «кринолинчики», чтобы спрятать их сходство с мужским половым органом.
Как это обычно бывает — чем больше запретов, тем ярче бунты. Британцы протестовали против ограничений весьма оригинальным способом. На людях носили богобоязненную маску, а потом расходились по обителям грехов. Мужья — в бордели с ночными бабочками и опиумными настойками, а жены — к врачевателям женской истерии с набором «щекочущих» инструментов.
Единственным местом, где разрешалось не притворяться святошей, был общественный пляж. Дело в том, что к середине XIX века купание считалось лучшим лекарством от нервных расстройств. Многие аристократы уезжали «на воды», а все остальные бежали к городским водоемам. Но там их ждали свои трудности.
Тогда знакомых нам купальных костюмов не существовало, поэтому и мужчины, и женщины плескались голышом. Ровно до того момента, пока некий господин Бенджамин Бил из графства Кент не придумал агрегат под названием «купальная машина». Это устройство представляло собой деревянную или брезентовую раздевалку, к которой крепились большие колеса и ступеньки. А дальше начинался сложный процесс.
Благопристойная леди входила внутрь машины, переодевалась там в купальный костюм (о нем мы поговорим позже) и ждала, пока кабинку с помощью лошади или человека спустят на воду. Когда машину доставляли на достаточное расстояние от берега, девушка открывала дверь кабинки и спускалась по ступенькам в воду. Причем кабину разворачивали таким образом, чтобы сторону с дверью не было видно с пляжа — купание должно было быть максимально приватным.
Иногда те самые двери были оборудованы специальным тентом, который опускался на воду и создавал «vip-зону» для купания. Кстати, если леди не умела плавать, вокруг ее талии обматывали шнур, привязанный к кабинке. Вдоволь наигравшись в русалку, дама махала небольшим флагом, что подразумевало ее желание вернуться на берег. Эпопея с этими машинами продолжалась до 1920-х годов, пока мужчинам и женщинам не разрешили купаться вместе.
С этим разобрались. Но во что переодевались викторианские леди в тех кабинках? На самом деле по сложности кроя и обилию деталей купальник того времени мало чем отличался от бального наряда. Обязательными элементами были длинная сорочка, скрывающая руки и ноги, панталоны и чепчик. Было важно, чтобы при намокании ткань не становилась прозрачной, поэтому все шилось из плотного хлопка.
Когда в середине XIX века Великобритания увлеклась турецким стилем, одежда для пляжа также обрела экзотические черты. Страницы каталога мод 1894 года советовали дамам купаться в шароварах и жакетах из шерстяной фланели. Ткань была невероятно тяжелой, а в воде это приводило к тому, что купальщицы элегантно шли на дно.
Моралисты ужаснулись количеству нелепых смертей и к концу столетия разрешили дамам появляться на пляже в черном или белом платье до колен из тонкой шерсти. Именно тогда девушки стали соревноваться за внимание и декорировали псевдо-купальники поясами с бантами, рюшами и элементами с морской полоской. На головах красовались соломенные шляпы-канотье, на ногах — пляжные чулки и некое подобие балеток с лентами на щиколотках.
Пока женщины мучились с многослойными купальниками, мужчины носили закрытое трико в широкую полоску и щеголяли босиком.
Начиная с XX века женский купальник, как и другие предметы гардероба, стали манифестом феминизма. Девушки по всему миру боролись за равные с мужчинами права и активно заимствовали их вещи. В 1907-м году австралийская пловчиха Аннет Келлерман появилась на соревнованиях в США в точной копии мужского трико, к тому же укороченной. Выходку посчитали скандальной, а саму спортсменку арестовали за непристойное обнажение рук и ног. Даже при таком исходе, Аннет начала революцию и вдохновила женщин купаться, в чем им захочется.
Но не все сразу. Свингующие 1920-е повлияли лишь на пару деталей купальника. Он все еще выглядел как платье до колен, только без воротника и рукавов. Силуэт стал более приталенным, а декольте глубже. И купальщицы по-прежнему находились под пристальным вниманием полиции.
Через 10 лет пляжную моду диктовал Голливуд, а британские модницы лишь аккуратно повторяли эксперимент. Плюс широкое распространение получили нейлон и латекс, которые были влагоустойчивы и хорошо моделировались по фигуре. Первыми иконами пляжной моды стали актрисы большего экрана. Например, Эстер Уильямс в наивной мелодраме «Дочь Нептуна». Ее лимонно-желтый слитный купальник, облегающий фигуру, считался олицетворением молодости и сексуальности. В последующие годы французские и американские модельеры «хулиганили» как могли: делали вырезы в районе талии и спины, играли с расцветками, принтами, бретелями и формой трусиков.
Дальше больше – купальный костюм стал раздельным. Этот радикальный шаг в дизайне купальников сделал летом 1946 года Жак Эйм — владелец одного бутика в Каннах. Модель называлась «Atome» и она действительно прогремела в модной индустрии как ядерный взрыв. Уже в июле другой француз, инженер и дизайнер Луи Реар, представил еще более провокационную модель — уменьшенную версию «Атома» под названием «Bikini». Новинку стали активно тиражировать, а главное дефиле как раз проходило на Фестивале Британии.
Так назывались общенациональные выставки, организованные правительством, чтобы дать народу полноценно отдохнуть и забыть ужасы войны. Разумеется, современные леди не упустили такой повод и явились на ивент в бикини, дополнив их шляпками, туниками, парео и другими аксессуарами.
Казалось, что еще можно сделать с купальником на потеху толпе? В 1964 году дизайнер Руди Гернрайх нашел ответ на этот вопрос и создал монокини. Он лишил слитный купальник верха и оставил две тонкие бретельки. Так в пляжной моде прогремела сексуальная революция, которая скоро добралась и до Англии. В монокини изредка облачалась богема, включая изобретательницу мини-юбки, дизайнера Мэри Куант.
Позже ничего радикального с пляжной модой не происходило. Каждый сезон дизайнеры представляют калейдоскоп разных купальников — от минималистичных бикини до винтажных моделей в стиле пин-ап. Удивительно, но сейчас самым популярным брендом купальников на территории Соединенного Королевства считается Speedo. Там вы найдете практичные спортивные модели для плавания без каких-либо выкрутасов.
Быть может эхо Викторианской эпохи заставляет скромничать даже современные купальники? Возможно, но мы этого никогда не узнаем.
Фото: Legion-Media
Читайте также: