Джерри Миллер публикует третью часть своих путевых заметок из путешествия по английскому региону Котсволдс. Начало истории можно прочитать здесь.
ДЕНЬ 3, БРОДВЕЙ — БЕРТОН-ОН-ЗЕ-УОТЕР
Я продолжаю движение на юг по такой узкой дороге, что две машины здесь вряд ли разъедутся. Зовется она официально на картах «Романтический путь Котсуолдса» и проходит через все городки, которые я намерен в этот день посетить: Чиппинг Кэмпден, Мортон-ин-Марш, Стоу-он-зе-Уолд, Барфорд и Нортлич. За окном медленно проплывают деревушки, где в домиках, увитых плетистыми розами, жимолостью и глициниями, определенно живут герои книг Толкиена или Фрэнка Баума. Тем более, что опровергнуть эту теорию некому — на улицах ни души.
Первая достопримечательность у меня на пути — усадьба Сноусхилл-Мэйнор (Snowshill Manor), построенная в XVI веке. В 1919 году ее купил весьма эксцентричный человек по имени Чарльз Пэджет Уэйд. В последующие 32 года он заполнял свой дом самыми невероятными диковинками со всего света. Когда 22 зала оказались битком забиты нарядами разных времен и народов, средневековыми церковными памятниками, военными барабанами, велосипедами XIX века, старинными музыкальными инструментами, весьма угрожающего вида статуями воинов-самураев в настоящих японских доспехах и другими антикварными изделиями и сувенирами, Уэйд обнаружил, что места ему для жизни не осталось и поселился в коттедже по соседству. Сегодняшние владельцы усадьбы — организация «Национальный фонд» — продвигают Сноусхилл-Мэйнор под этикеткой «Котсуолдский дом сокровищ». Уэйд среди прочего любил разыгрывать своих гостей следующим образом: поздно ночью надевал один из экстравагантных нарядов своей коллекции, тайными ходами прокрадывался в спальню того или иного гостя и неожиданно появлялся там.
Проехав насквозь через главный центр котсуолдского антиквариата — город Стоу-он-зе-Уолд, я беру курс на запад, чтобы посетить Уинчкомб. Отсюда начинаются и здесь заканчиваются многие тропы для пешеходных прогулок, столь популярных у англичан. Собственно, через Уинчкомб проходит национальная тропа Cotswold Way протяженностью более 160 километров. От Уинчкомба можно также прогуляться, что я и сделал, до самого впечатляющего замка этих мест — Садели-Касла (Sudeley Castle).
***
Прежде чем пускаться в путь, не мешает подкрепиться. Самое лучшее место для высоких английских чаев — не только в Котсуолдсе, но, пожалуй, во всей Англии (а значит, и в мире) — чайная «Джурис» (Juri’s Tearoom) на главной улице Уинчкомба. Тут царит атмосфера английской идиллии, как и повсюду в Котсуолдсе: сине-белые чашки и блюдца стаффордширского фарфора, этажерки с бисквитными тортами и треугольными бутербродами — все навевает мысль, что заведению этому несколько веков. Как бы не так! Владелец «Джуриса» — японец по имени Ивао Миаваки, который в прошлой жизни был девелопером в Нью-Йорке. Когда-то он во время отпуска посетил эти места, влюбился в них и в конце концов осуществил свою мечту. Ведь чайная традиция в Японии не менее древняя и изысканная, чем в Англии. Несколько лет тому назад Британский совет по чаю назвал «Джурис» лучшей чайной Соединенного Королевства.
Садели-Касл когда-то принадлежал королю Генриху VIII, там последние годы жизни провела его шестая королева — Катарина Парр, та самая, которая в известном перечне жен Генриха Тюдора его «пережила» (английские дети запоминают жен грозного монарха XVI века по шаблону — в переводе на русский: «развелся, казнил, умерла/развелся, казнил, пережила»). Сам замок не очень большой, но «реальный» — здесь, кроме дворцовых палат, древней церквушки, где похоронена Катарина Парр, и изумительного сада, есть птичник с коллекцией фазанов редких пород, а еще тут проводят сменные выставки современной скульптуры и тюдоровские фестивали.
На вторую половину дня у меня было намечено посещение уникальной котсуолдской фермы по разведению древних и редких пород скота (Cotswold Farm Park). Я полюбовался на рыжих волосатых овцебыков, пятнистых свиней, кроликов с ушами, свисающими до земли, и курочек самых невероятных расцветок.
***
Ночевать мне пришлось в самой, наверное, посещаемой деревне Котсуолдса — Бертон-он-зэ-Уотер (Bourton-on-the-Water — Бертон-на-Воде, а неподалеку есть еще деревня Бертон-на-Холме). В дневное время японских и американских туристов сюда привозят автобусами. На счастье жителей Бертона здесь мало гостиниц, так что на ночлег визитеры, как правило, не остаются.
Есть в Бертоне милый музей старинных автомобилей, птичий заповедник и парфюмерная фабрика, по которой можно погулять в составе группы с фабричным гидом. Но самая, с моей точки зрения, потрясающая достопримечательностей Бертона — это точная копия центра деревни, выполненная в масштабе один к девяти, Model Village. В центре этого макета — еще в девять раз уменьшенный макет, а в нем… ну, ситуация как в циклическом стишке «У попа была собака…».
ДЕНЬ 4, БЕРТОН-ОН-ЗЕ-УОТЕР — ЧЕЛТНЕМ
Мой сегодняшний маршрут проходит вблизи двух самых больших городов Котсуолдса: средневекового Глостера и георгианского курорта на водах Челтнема. Первый стоит посетить только ради потрясающего Глостерского собора — одного из самых известных в Англии. В нем, среди прочего, снимались сцены из фильмов о Гарри Поттере. В лаваториуме — монастырской прачечной, примыкающей к крытой галерее, — Гарри и Рон прятались от гигантского тролля.
Одна из бросающихся в глаза особенностей пейзажа Кодсуолдса — так называемые «сухие стенки» (dry walls). Это каменные ограды, разделяющие частные владения — те, которыми изрезан весь ландшафт до горизонта. В других местах Англии эту роль выполняют живые изгороди. Называются эти стенки «сухими», потому что они сложены без скрепляющего раствора: тщательно отобранные и уложенные камни, так сказать, «самозаперты». Хорошо сложенная стенка может стоять без ремонта веками. Складывать сухие стенки — древнее мастерство сродни работе русских печников. Обычно этим занимается небольшая бригада камнеукладчиков, идущих параллельно по обе стороны от строящейся стенки, а камни заготавливают и подносят подсобные работники.
***
Самый известный сыр Кодсуолдса — Дабл Глостер (Double Glocester). Какое применение можно найти вкусному сыру? В деревушке Брокворс рядом с Глостером в мае каждого года проходит чемпионат по катанию сыра с горы. Один из зрителей запускает как шар в кегельбане тяжеленую головку сыра, а примерно 20 участников соревнования летят за ней вниз по склону. Выигрывает тот, кто первым прибыл к финишу любым способом, даже опередив сыр. Можно бежать, можно катиться кубарем или двигаться прыжками. Угол склона местами достигает 45 градусов, а почва каменистая, так что синяки и ушибы здесь в порядке вещей.
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365