Комментарии

Маша Слоним. Очередной скандал в королевском окружении: на этот раз коррупционный

Вокруг английского трона разгорелся очередной скандал. На этот раз дело касается обвинений в коррупции, выдвинутых против одного из ближайших помощников принца Чарльза — его бывшего камердинера Майкла Фосетта. Майкл Фосетт, узнав, что в прессе готовится на него компромат, временно снял с себя обязанности главного распорядителя благотворительной организации «Фонд принца Чарльза».

08.09.2021
Маша Слоним
Маша Слоним
Принц Чарльз и Махфуз гарей Мубарак бен Махфуз на церемонии в Букингемском дворце

Компромат, который появился в минувшее воскресенье в газете The Sunday Times, сводится к тому, что Майкл Фосетт через свои связи и, возможно, не без участия самого принца Чарльза, содействовал тому, что саудовский магнат Махфуз Марей Мубарак бен Махфуз, пожертвовавший более полутора миллионов фунтов стерлингов благотворительным обществам под патронажем принца Чарльза, получил наивысший почетный орден Британской империи — CBE (командор Британской империи).

Если бы саудовский магнат был британским гражданином, то, обладая CBE, он мог бы именоваться сэром. Впрочем, обещания предоставления британского гражданства в обмен на пожертвования в переписке между Фосеттом и помощниками магната, по утверждению газеты, тоже имеются. Кроме того, Махфуз Марей Мубарак бен Махфуз, как следует из электронных писем, которыми располагает газета, заплатил десятки тысяч фунтов фиксерам, у которых есть выходы на принца и которые обещали уладить вопрос с рыцарским званием.

В результате в ноябре 2016 года на частной церемонии в Букингемском дворце принц Чарльз вручил саудовскому магнату орден, провозгласив его командором Британской империи. Интересно, что эта церемония не попала в официальный календарь королевских мероприятий, но тем не менее Махфуз Марей Мубарак бен Махфуз теперь может после своей фамилии ставить заветные три буквы CBE — командор Британской империи.

Как свидетельствует слитая в газету переписка, верный камердинер Чарльза Фосетт — без которого принц, по его собственным словам, не выжил бы — лично руководил процессом включения магната в список представленных к наградам.

В биографии Фосетта, который начинал свою карьеру в Букингемском дворце с должности королевского слуги, уже были неприятные моменты. В 2003 году ему пришлось уйти с должности камердинера после обвинений в финансовых нарушениях в связи с продажей королевских подарков. Обвинения были сняты, а в 2018 году он был назначен главным распорядителем Фонда принца. 

Пока не известно, чем закончится не только для бывшего камердинера, но и для его работодателя эта неприятная история. Заявления о возможных злоупотреблениях и коррупции уже поданы в полицию. Бывший министр либерал-демократ Норман Бейкер, который обратился к начальнице Скотланд-Ярда Крессиде Дик с требованием о расследовании, считает, что слитые в прессу письма неоднозначно указывают на нарушение Закона о злоупотреблении при распределении наград 1925 года. Этот закон запрещает торговлю титулами и наградами. 

Принц Чарльз и Майкл Фосетт в Шотландии

Политик считает, что Скотланд-Ярд обязан расследовать роль принца Чарльза в этой истории. По утверждению The Times, которая ссылается на слова советника Махфуза, «принц Чарльз на сто процентов поддерживал предложение помочь саудовскому миллиардеру». Магнат и принц встречались в Эр-Рияде и в различных королевских резиденциях в Англии в 2014–2015 годах. 

Закон о злоупотреблениях при раздаче наград касается в первую очередь политиков. Можно ли считать наследного принца, будущего короля Великобритании политиком? Формально — нет, члены королевской семьи не вмешиваются в политику, хотя известно, что у принца Чарльза есть свои взгляды на определенные, в том числе и политические, проблемы. 

Что же касается вмешательства в судебный процесс, то косвенное вмешательство в громкий процесс десятилетней давности над бывшим дворецким принцессы Дианы изменило ход процесса.

В 2001 году во время обыска в доме бывшего дворецкого принцессы Пола Баррелла были обнаружены вещи, принадлежавшие Диане, общая стоимость которых составляла 4,5 миллиона фунтов стерлингов. Среди них были картины, рисунки, фотографии купающихся Чарльза, Дианы и их голых детей, одежда и письменный стол принцессы и многое другое. Около двух тысяч предметов были вывезены полицией на грузовике. Пол Баррелл настаивал, что все это ему отдала Диана, но тем не менее он был арестован. Суда над дворецким в королевском окружении никто не хотел — он слишком много знал о романах Дианы и о тайных встречах Чарльза с Камиллой. Адвокаты Баррелла предупредили юристов принца, что, если Барреллу будут предъявлены обвинения, он расскажет на суде не только интимные подробности жизни Дианы, но и зачитает отрывки из писем, в которых принц Филипп ей якобы угрожал.  Бывший дворецкий знал слишком много, и Чарльзу и королевскому двору процесс был совершенно не нужен.

Его личный секретарь на встрече с высшими полицейскими чинами пытался отговорить их от возбуждения дела, заявляя, что у них нет достаточно доказательств тому, что он виновен. Полиция была непреклонна.

Попытки уговорить сестру Дианы отказаться от претензий к Барреллу тоже не увенчались успехом.

Но на одиннадцатый день процесса королева Елизавета II вдруг «вспомнила» и поделилась с принцем Чарльзом, что пять лет назад Баррелл пришел к ней и сказал, что Диана попросила его приглядеть за ее бумагами. Королева тогда будто бы согласилась, что это правильно, ее слова были переданы генеральному прокурору, а поскольку вызывать королеву в королевский суд для дачи свидетельских показаний было нереально, в конце концов процесс удалось прекратить, а скандал — замять. Правда, позднее Баррелл не выполнил своего обещания молчать и написал книгу со всеми интимными подробностями, которые он грозился рассказать на суде.

Пока не известно, будет ли возбуждено дело о злоупотреблениях при выдаче рыцарских наград саудовскому магнату и удастся ли двору замять эту историю.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: