Одна из версий известной работы Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» превратилась в «Любовь в мусорном баке» в октябре 2018 года во время аукциона Sotheby’s. Сразу после удара молотка, известившего о том, что картина уходит анонимному коллекционеру за ₤1 млн, «Девочка с воздушным шаром» начала самоуничтожаться. Оказалось, в раму картины был встроен шредер, на глазах у публики он был приведен в действие и успел искромсать на полоски примерно половину работы, пока не остановился.
«Покупательница могла отказаться от того, чтобы оплачивать и забирать картину, сославшись на то, что она испорчена», — отмечает Алина Дейви, старший директор отдела по работе с частными коллекциями Sotheby’s. Но, разумеется, она поступила прозорливо и не стала этого делать.
Как именно «Девочка с воздушным шаром» превратилась в «Любовь в мусорном баке», доподлинно не известно до сих пор. Не ясно, в частности, кто привел в действие шредер, когда он в принципе был встроен в раму картины и знал ли о его существовании предыдущий владелец, в коллекции которого она находилась с 2006 года.
Так или иначе, по выражению независимого арт-консультанта Джо Викери (проработавшей, кстати, в Sotheby’s 20 лет), за считанные минуты эта работа стала «известной всему миру едва ли не больше, чем “Мона Лиза” Да Винчи». Шредер родил новый шедевр.
Впрочем, новый ли? Эксперты и по этому поводу имеют отличающиеся точки зрения. Одни, к числу которых принадлежит Викери, уверены, что «Любовь в мусорном баке» изначально была задумана Бэнкси именно так — как художественное произведение, изменяющееся и даже разлагающееся в процессе своего существования. «Для стрит-арта это вообще характерно. По своему жанру это эфемерное искусство», — говорит Джо. В этом смысле случившееся с «Девочкой…» три года назад — завершение (хотя завершение ли?) существовавшего с самого начала авторского замысла.
Другие считают, что самоуничтожение «Девочки…», конечно, не планировалось Бэнкси изначально. И «Любовь в мусорном баке» появилась на свет как самостоятельное художественное произведение в результате загадочного и даже мистического случая.
Впрочем, оставим споры искусствоведам и экспертам арт-рынка. И просто зафиксируем: Бэнкси в «соавторстве» со шредером поставил очередной свой рекорд. Его предыдущая самая дорогая работа Devolved Parliament была продана на Sotheby’s в октябре 2019 года за ₤9,9 млн.
«Я наблюдала за происходящим, и это, конечно, фантастика, — комментирует Алина Дейви. — Бэнкси идеально все продумал. Он доказал, что деньги вообще не имеют никакого значения. Ведь тот, кто купил эту его работу, заплатил не за произведение искусства, а за историю, которая известна теперь на весь мир. Он купил не картину, а икону времени».
Кто приобрел «Любовь в мусорном баке», не сообщается. И, по традиции, покупатель, скорее всего, так и останется анонимным. Как и сам Бэнкси, эффектно использующий свое инкогнито.
В чем еще его секрет? «Он создает простые образы, которые легко понять, с посланиями, которые достигают сердец людей и преподают всему обществу важные уроки, — говорит Джо Викери. — И у него отличное чувство юмора».
Фото: Sotheby’s