Скандал разразился в середине августа, когда подтвердились слухи, ходившие среди арт-дилеров уже несколько лет, о том, что кто-то сбывает на рынке ценные артефакты из Британского музея. Первым публично заговорил о своем открытии дилер Иттай Градель: он обратил внимание на то, что на eBay появились камни и украшения, место которым, на его профессиональный взгляд, было не на онлайн-маркете дешевых товаров и подделок, а в музее. В Британском музее, который в силу своей профессии, он хорошо знал.
Градель купил на eBay в общей сложности 70 предметов, часть из которых числилась на сайте Британского музея как его собственность. Остальные, как он полагает, просто не были внесены в каталоги. В 2021 году Градель поделился своими подозрениями с руководством музея, которое вскоре ответило ему, что все предметы, о которых он писал, находятся на месте, и сообщило, что в связи с опасениями в музее были предприняты меры по усилению охраны экспонатов. По словам Граделя, он, не дождавшись адекватной реакции от директора музея, был вынужден прибегнуть к «крайним мерам»: обратиться в полицию и в прессу. Но даже после недавних публичных выступлений дилера, Фишер продолжал утверждать, что в 2021 году было проведено тщательное расследование, и все предметы, о которых говорил Иттай Градель, на самом деле находятся в коллекции. Однако вскоре ему пришлось признать, что забивший тревогу дилер был прав: из запасников музея действительно исчезли или были повреждены около 2000 ценнейших экспонатов. Иттаю Гранделю были принесены извинения, а Фишер ушел в отставку 25 августа, но осадок, как говорится, остался. Да и ложечки нашлись не все, хотя многие артефакты и были возвращены коллекционерами, купившими их по дешевке, и самим Граделем.
Результаты внутреннего и полицейского расследований еще впереди, но уже сейчас выяснилось, что вынести ценные экспонаты из запасников музея (а именно оттуда были похищены артефакты на продажу) было легко из-за небрежной каталогизации или из-за ее полного отсутствия.
С тех пор, как были сделаны первые разоблачения, с новыми откровениями выступили и музейные кураторы. Они рассказали, как просто сотрудникам было оказаться в «пещере Алладина» — в запасниках, где хранились бесценные сокровища, некоторые из которых датировались 1BC. Один из сотрудников рассказывает, что ключ от хранилища мог получить любой его коллега, и его действия там никто не контролировал. В залах запасника могли работать одновременно несколько сотрудников музея, так что установить, кто и что вынес, было невозможно.
Копаясь в этой скандальной истории, я обнаружила, что пропажи из Британского музея случались и раньше. Например, летом 2017 года Би-Би-Си сообщила, что музей только спустя 6 лет объявил о пропаже бриллиантового кольца стоимостью в 750 тысяч фунтов стерлингов (почти миллион долларов). Перстень был подарен музею анонимным донором. Об исчезновения кольца Cartier в полицию сообщили еще в 2011 году, но широкой публике об этом стало известно лишь после публикации годовой отчетности музея, в которой стоимость кольца была списана. Представитель музея сказал тогда, что это обычная практика – сообщать об исчезнувших экспонатах по прошествии пяти лет с момента их пропажи. «Администрация музея пересмотрела систему обеспечения безопасности здания и условия хранения коллекции, направив значительные суммы денег на улучшение мер безопасности», – добавил он.
Как администрация музея пересмотрела систему безопасности мы теперь знаем. Интересно, о каких пропажах Британский музей сообщит публике еще через положенных 6 лет?
Но самая смешная, если можно так сказать, история случилась в 2002 году. О ней рассказал журналист Сандей Таймс. Он, в рамках журналистского расследования, вынес из Британского музея греческую мраморную ногу III века BC стоимостью 20 тысяч фунтов стерлингов. Нога хранилась где-то в чулане под музейной лестницей, а журналист просто взял ее, положил в своей рюкзак и вышел, минуя болтающих между собой охранников. Полюбовавшись ногой за чашкой кофе в соседнем кафе, он вернулся в музей и спокойно положил ее обратно – туда, откуда он ее взял.
Возвращаясь к последнему скандалу, стоит заметить, что полиция пока не раскрывает имен подозреваемых в краже ценных экспонатов и не называет уволенного недавно сотрудника музея в качестве подозреваемого.
Мы, конечно, в итоге узнаем подробности этой истории, больше похожей на триллер в лучших британских традициях. А через 6 лет Британский музей, возможно, и объявит полный список утраченных сокровищ.