Так произошло с Аленой Заварзиной, бывшей российской спортсменкой первой величины, а ныне современной художницей и создателем цифрового арт-контента. На февральском разломе 2022 года родилась ее Nesoglasnost, ставшая смелым высказыванием художницы о российских диссидентах, вынужденных покинуть Россию из-за российско-украинского конфликта.
Nesoglasnost — вымышленное слово, которое в широком смысле переводится с русского как «несогласие». Так Алена назвала свое художественное издание размером с российский паспорт, в котором отразила глазами российских диссидентов (покинувших свою страну после вторжения России в Украину) состояние фрустрации, в котором оказалась огромная часть ее соотечественников, ставших заложниками культуры отмены в отношении целой страны.
Проект стал социальным комментарием Заварзиной в отношении точки невозврата, в которую вошли все, кого коснулся этот конфликт. Автор вместе со своими героями, по сути, находится внутри «противостояния», вынужденная покинуть родину без надежды вернуться и невольно представляющая нацию, которая в одночасье превратилась в персону нон-грата для всего западного мира.
Nesoglasnost — еще и открытое рассуждение о пережитом кризисе национальной идентичности и выражение смелой гражданской позиции, которой Алена поставила под угрозу свою безопасность и свободу на родине.
В 2024 году Nesoglasnost проросла в видео арт-проект Newspeak 2021, в котором художница сквозь линзу искусства показала гражданские беспорядки в России в 2021 году после ареста лидера оппозиции Алексея Навального.
Искусство не может быть безусловно лояльным власти. Но лояльность сообществу — условие его существования. Как им многие герои проекта Nesoglasnost, Алена Заварзина мечтает однажды увидеть свою страну местом, безопасным для всех несогласных, о чем смело говорит через свое творчество.