Ошибок и неудач у консервативной партии, которая находится у власти уже 14 год, как известно, накопилось немало. Однако в последние месяцы фискальная политика правительства начала приносить результаты (инфляция резко упала, ожидается снижение налогов), но, как многие считают, этого мало, да и времени до выборов осталось не так много, чтобы исправить ситуацию.
Лейбористская партия находится в более выгодном положении хотя бы потому, что все эти годы была в оппозиции и не несет ответственности за тяжелое экономическое положение в стране. Судя по результатам последних опросов, электорат явно устал от тори — разрыв между двумя главными партиями составляет более 20%. По некоторым подсчетам, консерваторов ждет полный разгром: депутаты от лейбористской партии могут занять рекордное число мест в Парламенте — гораздо больше, чем выиграли консерваторы на выборах 2019 года.
По результатам опроса среди большой группы респондентов, опубликованным в Дэйли Телеграф, тори могут потерять более 190 округов, а лейбористы — получить большинство в 120 мест в Парламенте. Напомню, что Борис Джонсон очень гордился удачными результатами выборов 2019 года, когда консерваторы получили в Парламенте «рекордное» большинство в 80 мест!
Сунаку приходится бороться на два фронта — не только с оппозицией, но и с диссидентами в собственной партии. Бывший министр и давний противник Сунака Саймон Кларк предупредил в среду (24 января), что консерваторов ждет «бойня», если на выборы партию поведет Риши Сунак. Кларк давно критикует Сунака. В свое время Саймон Кларк поддержал кандидатуру Лиз Трасс на выборах лидера партии за что, видимо, и поплатился своим министерским постом после того, как Риши Сунак стал премьер-министром. Обеспокоенность Кларка объясняется и тем, что ему, как и многим депутатам тори, прочат проигрыш в округе, который он представляет.
Кларк — не единственный недовольный премьером депутат. Бунт во фракции в связи с законопроектом по высылке нелегальных мигрантов в Руанду показал, что тори, которые были готовы голосовать против правительственного законопроекта, составляют приличное количество. Противники Сунака не скупились на выражения и пугали страшным разгромом партии, если премьер-министр срочно не сменит курс и не введет самые жесткие меры против нелегалов. «Если он этого не сделает, то в Парламенте от партии останутся лишь дымящиеся головешки», — предупреждает бывший переговорщик по Брекзит при Борисе Джонсоне лорд Фрост.
Однако большинство во фракции тори понимают, что выборы нового лидера в предвыборный год нереальны и опасны для партии. Бывший министр обороны Бен Уоллес сказал, что это «точно приведет к потере власти консерваторов». Он (как и большинство бывших и нынешних членов кабинета) остается приверженцем премьер-министра и по-прежнему надеется на чудо. И на то, что за оставшиеся до выборов месяцы британцы почувствуют (наконец-то) позитивные результаты работы правительства консерваторов. Риши Сунак делает вид, что на тревожные результаты опросов внимания не обращает и говорит, что возлагает надежды на то, что избиратели вскоре почувствуют улучшения.
Лидер лейбористов тоже предлагает не обращать внимание на результаты опросов, пытаясь убедить своих избирателей не расслабляться. Ведь так часто бывает, когда уверенность в неминуемой победе, играет злую шутку с теми, кому пророчат победу. Так, кстати, было с референдумом по Брекзит, когда многие (в особенности молодежь) просто не приняли участие в голосовании, будучи уверенными, что предложение выйти из ЕС в любом случае не пройдет!
Неожиданная помощь лейбористам может прийти со стороны правой партии Reform (бывшая Брекзит). Она, несмотря на глубокие идеологические расхождения с лейбористами, может, как ни странно, добавить голоса против тори и, таким образом, помочь лейбористам. Её лидер Ричард Тайс уже пообещал, что партия выставит своих кандидатов во всех округах, где будут баллотироваться консерваторы. Странная стратегия для партии, которая гораздо ближе к консерваторам, чем к лейбористам. Но иногда не только «простые» люди, но и политики ведут себя непоследовательно. Шансов у партии Reform провести хоть одного кандидата в Парламент нет, ее поддержка не превышает 10%, но уже сейчас опросы показывают, что она может оттянуть голоса какой-то части консервативного электората.
Что угрожает буквально всем партиям. И не только в Великобритании.
Фейковые видео- и аудиозаписи политиков используются не только во время предвыборных кампаний, конечно, но предвыборная борьба — это идеальное поле для распространения дипфейков, созданных ИИ. На днях избирателям в американском штате Нью-Гэмпшир голосом Байдена по телефону советовали голосовать против Трампа на праймериз. Это был фейк.
Великобритания тоже не стала исключением. В конце прошлого года появилась запись «матерящегося» лидера оппозиции Кира Стармера. Фейк! По подсчетам службы, которая мониторит соцсети, только в декабре прошлого года в Фейсбуке появилось более ста фейковых видео Риши Сунака. Кто-то просто заплатил за «рекламу». Кстати, псевдо-Сунак не делал каких-то политических заявлений, фейковый «премьер» рекламировал мошеннические схемы вложения в криптовалюту. ФБ подобные рекламы в конце концов снимает, но осадок остается. Такие фейки бьют по имиджу политика. Опасность заключается в том, что фейки, видео и аудио очень легко сделать буквально на коленке в домашних условиях. Например, мой сын легко сгенерировал и свой, и мой голос, и теперь на вопросы Siri, которые задаю я, мне отвечают голосом сына, ему — моим. Так что уж говорить о большой политике.
С каждым годом таких фейков становится все больше, а отследить их всё сложнее. Так что, можно себе представить, как политикам и участникам кампаний придется бесконечно отбиваться и опровергать всевозможные фейки. Или — оправдывать свои неудачные выступления тем, что это был фейк. В общем, скучно в этом году не будет.