Логика, которой руководствовался премьер-министр, назначив раннюю дату выборов, понятна: экономика начала показывать признаки оздоровления, инфляция падает уже несколько месяцев подряд, а обещание правительства увеличить расходы на оборону и принятие в Парламенте важного для Сунака законопроекта об отправке нелегальных мигрантов в Руанду, должны, по его замыслу, дать тори электоральный толчок. Почему бы не воспользоваться плодами успешной политики правительства сейчас? И стоит ли рисковать, откладывая выборы еще на несколько месяцев?
Но в окружении премьера есть те, кого обидел тот факт, что он не проконсультировался с ними относительно даты, а кто-то просто решил не участвовать в грядущих выборах, увидев, что ничего хорошего партии тори они не сулят.
Консерваторам уже давно прочат разгромный счет на предстоящих выборах, и даже оптимистические показатели падающей инфляции не помогали сократить разрыв между тори и лейбористами, которые стабильно обгоняют партию власти на 20 пунктов, а порой и более того.
Видные тори, бывшие и нынешние министры покидают парламент
Около 80 депутатов тори не стали дожидаться выборов и в первые же дни предвыборной кампании объявили, что не будут выставлять свои кандидатуры. Среди них — несколько видных министров из прошлых правительств, в том числе бывший премьер Тереза Мэй, бывший министр финансов Квази Квартенг и бывший министр обороны Бен Уоллес, а также бывший зам премьер-министра Доминик Рааб и даже некоторые члены нынешнего кабинета, например, Майкл Гоув и другие. Несколько депутатов от консервативной партии в последние дни вообще переметнулись к лейбористам.
Удастся ли Риши Сунаку убедить британцев проголосовать за тори? Пока что аргументы премьера не убедили, как мы видим, даже членов его собственной партии.
Предложение вернуть призыв
Обещание ввести в случае победы на выборах обязательную воинскую повинность для всех, кто достиг 18 лет, с которым в первые же дни предвыборной кампании выступил Риши Сунак, судя по реакции экспертов и прессы, может отбросить партию консерваторов еще дальше от победы. Понятно, что Сунак, обещая вернуть обязательную службу в армии, рассчитывал на голоса более возрастных избирателей, которые традиционно голосуют за тори. И они скорее за, чем против. Опять же, им есть что вспомнить. Ведь до 1960 года в стране действовала система обязательной воинской повинности.
На следующий день после этой неожиданной инициативы премьер-министра, газеты пестрели насмешливыми заголовками и цитатами из интервью с военными экспертами. Бывший глава Королевского военно-морского флота адмирал лорд Уэст в интервью газете Guardian назвал предложение «безумным», добавив, что оно приведет к истощению оборонного бюджета в то время, когда он, наоборот, нуждается в инвестициях. Правда, Daily Express процитировала министра обороны Гранта Шаппса, который сказал, что эта схема «закалит» британскую молодежь и повысит устойчивость Соединенного Королевства. Daily Telegraph отметила, что дети членов королевской семьи также должны будут принять участие в призыве. Впрочем, принцы, в том числе Гарри и Уильям, сделали вполне успешную карьеру в армии и авиации, а Гарри даже воевал в Афганистане. Но тогда это скрывалось от широкой публики, чтобы не делать его мишенью для врага, а вот как подрастающее поколение принцев и принцесс будет проходить службу вместе со всеми, если воинскую повинность в конце концов введут, не ясно…
Риши Сунак объяснил преимущества возвращения призывной системы тем, что это сплотит нацию и молодежь. Пока что, судя по отзывам, молодежь не в восторге, но молодежь и не является целевым электоратом тори.
За и против призыва
Те, кто считает, что в предложении Риши Сунака есть рациональное зерно, напоминают, что число военнослужащих в британских вооруженных силах в последние годы значительно сократилось. По состоянию на прошлый год вооруженные силы Великобритании насчитывали 183 130 человек (солдат, моряков и летчиков). Это на 4 % меньше, чем в предыдущем году. Значительные сокращения произошли в британской армии. В 2023 году ее численность снизилась до 76 950 человек, что означает сокращение почти на 30 % по сравнению с 2000 годом.
Противники возвращения обязательного призыва подчеркивают, что его введение обойдется слишком дорого (2,5 млрд фунтов в год) и считают, что эти деньги стоило бы пустить на другие военные расходы.
Как это будет работать
План предусматривает принуждение подростков по достижении 18 лет к службе в армии или киберзащите Великобритании в течение 12 месяцев, где они будут «учиться и принимать участие в логистике, кибербезопасности, закупках или операциях гражданского реагирования».
Предусмотрена и альтернативная служба: призывники смогут выбрать волонтерство и работать один выходной день в месяц — 25 дней в году. Работать можно будет в пожарной службе, полиции и в благотворительных организациях, помогать Британскому Красному Кресту, поисково-спасательной организации и скорой помощи.
Британский бизнес поддержал лейбористов
Предвыборная кампания идет всего лишь неделю, но лейбористская партия уже заручилась поддержкой большой группы лидеров британского бизнеса. Во вторник (28 мая) в письме в газету The Times 120 руководителей бизнеса заявили, что экономика страны «охвачена нестабильностью, стагнацией и отсутствием долгосрочных планов», а выборы, по их мнению, представляют собой «шанс изменить страну».
Подписанты, среди которых видные представители Сити, предприниматели, инвесторы, известные деятели из мира технологий и ведущие ритейлеры, утверждают, что перемены необходимы «для полного раскрытия экономического потенциала Великобритании».
Письмо подписали бывшие и нынешние руководители JP Morgan, Heathrow, Aston Martin, JD Sports, Iceland и рекламного гиганта WPP. Свою подпись также поставили основатель Википедии сэр Джимми Уэйлс и ресторатор Том Керридж, а также основатель компании по уходу за детьми, акциями которой ранее владела жена премьер-министра. Это, конечно, серьезная поддержка лейбористской партии и удар по тори, партии, всегда опиравшейся на бизнес.
Впереди — 5 недель напряженной борьбы. Первые дебаты между лидерами двух главных партий состоятся на следующей неделе.
Между тем, МИ-5 выпустила досье с рекомендациями для кандидатов и сотрудников избиркомов с предупреждениями о фальсификациях и вмешательстве в выборы со стороны таких государств, как Россия и Китай. Контрразведка предупреждает, что агенты враждебно настроенных стран могут попытаться украсть секретную информацию или спровоцировать беспорядки.
Полиция и MI5 находятся в состоянии повышенной готовности и следят за любой подозрительной активностью, связанной с избирательной кампанией, — от физического запугивания до вмешательства в работу сети.
На прошлой неделе парламентское Управление по научно-технической стратегии предупредило, что Россия, Китай, Иран и Северная Корея могут использовать кибератаки и дипфейки, пытаясь подорвать выборы.
Со своими рекомендациями для кандидатов, сотрудников избирательных комиссий и других лиц, участвующих в голосовании 4 июля, выступило и Национальное управление безопасности (NPSA) — ведомство, созданное около года назад внутри MИ-5, которое занимается физической и кадровой безопасностью британцев.
Несмотря на все прогнозы, предсказать исход выборов со стопроцентной точностью сегодня невозможно, но одно можно сказать: скучно не будет.