Культура

«Как часто случается Прошлое?»Откровения новой выставки Тавареса Стрэкана в Лондоне

06.08.2024Иль Гурн

Существует бесчисленное количество способов взаимодействия с информацией, идеями и формами: материя подчиняется повествованию так же, как энергии и фантазии художника. Пространство, открывающееся за границами привычного, будет искусством неожиданных открытий, где новое – не обязательно недавно изобретенное или впервые открытое, но порой – явленное из забвения.

«Искусством неожиданных открытий» предстает новая выставка Тавареса Стрэкана There is a Light in Darkness, открывшаяся 18 июня в Southbank Centre. Многослойное художественное высказывание о биологических циклах развития культур, памяти и идентичности начинается серией крупноформатных коллажей Invisibility Paintings. Они напоминают, скорее, поля для причудливых игр, где в едином пространстве помещаются, например, фигура Елизаветы II, портрет «последнего императора Африки» Хайле Селассие, полярные совы и баскетбольный мяч на фоне звездного ландшафта.

Стракан любит интерконтекстуальные сопоставления, он сталкивает видимое и эфемерное, научное и поэтичное; «не сдерживать себя» – его универсальный творческий метод. Возможно, это обусловлено биографией художника, рождением на одном из Багамских островов, по площади сравнимым с крупным городом, в среде со скудными культурным ресурсами. Стремление расширить жизненный ареал за пределы места, определенного появлением на свет, – один из фундаментальных принципов художественных практик Стрэкана.

Впрочем, можно ли экспедицию на Северный полюс, куда он добрался первым из багамцев, воспринимать просто как «художественную практику»? А прохождение курса подготовки космонавтов в подмосковном Звездном городке? Учреждение образовательного центра Bahamas Air and Sea Exploration Center, знакомящего детей Нассау с наукой и технологиями?

Более 20 лет Стрэкан живет и работает в США. Это дает ему возможность смотреть на историю Карибского региона с удаленной перспективы. Отчасти поэтому подход художника к темам колониализма лишен спекулятивности и, скорее, метафоричен – он легитимизирует неофициальные и периферийные сюжеты, поселяя их в новые дома и окружая новыми соседями. Так, в работе, посвященной Генриетте Лакс, в аквариум из плексигласа помещено стилизованное изображение ее своеобразного «наследия» – нервной системы. История Лакс кажется немыслимой в современном мире: во время лечения в госпитале в 1951 году, врач без согласия пациентки изъял биоматериал из ее организма. После лабораторного анализа оказалось, что «бессмертные» клетки HeLa (HeLa – акроним имени и фамилии донора) способны продолжать деление неограниченное число раз, в отличие от обычных. Невольное открытие стало базой для исследований в фармакологии, включая изучение вируса COVID-19 и полиомиелита, а о Генриетте Лакс мало кто знает.

Программное произведение Стрэкана, представленное на выставке, – «Энциклопедия Невидимого» – одновременно книга, объект и корпус знаний. Эта альтернативная Britannica вмещает на данный момент 17,000 статей. Например, о рабе Роберте Смоллсе, угнавшем военный корабль у флота Конфедерации; о Мэттью Хэнсоне, первом темнокожем (и, возможно, вообще первом человеке) на Северном полюсе; о ямайской медсестре Мэри Сикол, возглавлявшей госпитали в Панаме и Крыму. Страницами из «Энциклопедии» замощены стены от пола до потолка отдельного зала, зала Истории иной. Стрэкан, скульптор по образованию, восстанавливает справедливость, переизбирая и пересоставляя то, что может иметь значение для отдельного человека, делая прошлое осязаемым.

С классической скульптурой у Стрэкана тоже все в порядке. На втором уровне галереи показаны бюсты героев «черного» эпоса – от римского императора Луция Севера до Нины Симон, выполненные из различных материалов: бронзы, мрамора, гипса. Еле поместилась в отдельном зале тотальная инсталляция Intergalactic Palace – хижина в традиции церемониальной архитектуры Уганды с золоченым DJ-пультом внутри и гигантской керамической головой Кинг Табби, пионера даба, по соседству. В самой технике даба сэмплированы голоса Барака Обамы, Джона Колтрейна и мелодии рэгги – звуковая панорама инсталляции; каждая культура, по Стрэкану – система метафор. Если выйти на террасу – там, во внутреннем бассейне, парит над мостом Ватерлоо призрак флагмана флота «Черная Звезда» – копия углевоза Yarmouth, приобретенного когда-то активистом Маркусом Гарви для торговли между странами Карибского бассейна, Африки и США, да так и не совершившего ни единого рейса к континентальным берегам.

Моменты обнаружения неожиданного наиболее ярко переживаются, когда никто не тычет откровениями в лицо. На выставке в Southbank Centre образ единого мира открыт для самостоятельной интерпретации; работы Стрэкана — скульптуры, пиктографические коллажи, неоновые надписи, инсталляции, артефакты из ранних акций художника, – части упражнения по упразднению условного, концептуальный спектакль восстановленных в правах нарративов. Каждое произведение автономно, но действует в комбинации с другими; в приобретаемом опыте – значение искусства Стрэкана.

Существует ли унифицированная, объективная история? Для Тавареса Стрэкана физические принципы не применимы ко времени, время и мир нелинейны, они – ритм, и не нуждаются в календаре. Такая позиция рассматривает взаимосвязь эпох относительно: незнание прошлого может порождать неуверенность в настоящем, а возрождение забытых мотивов способно осветить перспективу будущего, обеспечить его.

Выставка There is a Light in Darkness продлится в Southbank Centre, Hayward Gallery до 1 сентября.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: