В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную и организационную ответственность» за то, что не предпринял никаких действий после того, как ему стало известно о «чудовищных злоупотреблениях». Вопрос в том, когда именно ему стало об этом известно.
Избиения происходили в 70-80-х годах. Тогда Уэлби еще не был архиепископом Кентерберийским, но был знаком с Джоном Смайтом и, по мнению авторов доклада и людей, знавших обоих, он не мог не знать о жалобах на Смайта. Сам Джон Смайт умер в 2018 году в Африке, не дожив до окончания расследования обвинений против него. Церковь, духовным лидером которой был архиепископ Кентерберийский, много лет не придавала огласке обвинения против Джона Смайта.
Требования об отставке архиепископа стали звучать сразу же после публикации независимого «Доклада Мэйкина» в начале этой недели (12 ноября), однако объявить об отставке его, видимо, заставили показания Эндрю Морса, одной из жертв злоупотреблений Джона Смайта, который регулярно и жестоко сёк мальчиков и молодых людей, посещавших евангелические летние лагеря. Смайт в этих лагерях был одним из христианских наставников, а поркой и избиениями занимался в сарае своего поместья.
Эндрю Морс рассказал BBC, что подвергался насилию на протяжении четырех лет с 17-летнего возраста. Его направляли в летний христианский лагерь из Винчестерского колледжа, престижной частной школы. Вообще в эти лагеря отправляли детей из университетов и элитных школ — Итона и других подобных учебных заведений.
В интервью BBC Эндрю Морс утверждает, что Уэлби мог предпринять шаги в отношении его насильника еще в 2013 году, когда только вступил в должность архиепископа Кентерберийского, но предпочел бездействовать. Он призвал Джастина Уэстли уйти в отставку с поста архиепископа.
Картина, которую он описал, чудовищна: «Пятеро из 13 тех, кого я видел, находились в лагере совсем недолго. Но даже за этот короткий срок я видел 12 избиений и около 650 ударов. Остальные восемь получили около 14.000 ударов. Двое из них — около 8.000 ударов за три года». Восемь человек говорили о кровотечении: «Я чувствовал, как кровь течет у меня по ногам», «Я истекал кровью три с половиной недели», «Иногда я терял сознание после сильных побоев»…
В независимом докладе Мэйкина говорится, что зафиксированы побои «100 ударов за мастурбацию, 400 за гордыню, 800 ударов за какой-то другой грех». Эта цитата одной из жертв датирована 1982 годом, то есть должно было пройти столько лет, прежде чем вся эта чудовищная история вышла наружу!
Независимое расследование, в результате которого на днях появился доклад, возглавлял Кит Мэйкин — бывший директор социальной службы, имеющий большой опыт в расследовании случаев жестокого обращения с детьми. В докладе, проведенном по делу Смайта, говорится, что его можно было бы привлечь к ответственности за десятилетия насилия, если бы о нем официально сообщили в полицию еще в 2013 году.
В ходе проверки Мэйкин обнаружил, что архиепископ Кентерберийский проявил «явное отсутствие любопытства» в связи с утверждениями о том, что Джон Смайт подвергал насилию мальчиков и мужчин. Из доклада становится очевидным, что Церкви Англии стало известно о его деятельности не позднее 2010 года, а в 2017 году Channel 4 назвал его имя.
Уэлби был знаком со Смайтом, когда тот еще работал волонтером в христианских летних лагерях в Дорсете: «Насколько я помню его, он был очаровательным, восхитительным, очень умным, блестящим оратором. Я не был его близким другом, не входил в его ближний круг или в ближний круг руководства лагеря», — вспоминал Уэлби.
Даже те, кто особо не интересуется церковными делами, знают, кто такой Архиепископ Кентерберийский. Не обязательно ходить в Вестминстерское аббатство, чтобы часто видеть Джастина Уэлби на экранах своих телевизоров. В качестве Архиепископа Кентерберийского он играл ведущую роль во всех важных королевских церемониях — от свадеб и крестин до коронаций и похорон. В 2023 году он совершил обряд помазания и коронования короля Карла III в Вестминстерском аббатстве. Потом он признался, что накануне у него были «кошмары»: «Мне снилось, что мы дошли до момента коронации, и я забыл корону в Ламбетском дворце» (прим., резиденции Архиепископа). В сентябре предыдущего года он служил на похоронах королевы Елизаветы II. Уэлби также провел венчание герцога и герцогини Сассекских в 2018 году и крестил некоторых королевских детей, включая принца Георга, принцессу Шарлотту и принца Луи.
Джастину Уэлби оставалось служить два года: пенсионный возраст для архиепископа Кентерберийского — 70 лет, а ему уже 68. Обычно архиепископы служат до достижения обязательного пенсионного возраста, однако священнослужитель может уйти на пенсию раньше и должен сообщить об этом королю. Король принимает и утверждает его отставку. После выхода на пенсию он обычно назначается пожизненным пэром в Палате лордов, но Джастин Уэлби уже член Палаты лордов.
В истории церкви архиепископы Кентерберийские никогда раньше не подавали в отставку в результате такого скандала. Предшественник Уэлби покинул свой пост в 2012 году в возрасте 61 года из-за того, что решил вернуться в академическую среду, став магистром одного из колледжей Кембриджского университета. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить самый громкий (и кровавый) случай, когда Англия скоропостижно лишилась своего архиепископа Кентерберийского. Впрочем, отставкой историю с Томасом Бекетом назвать сложно. Архиепископ был жестоко убит прямо в храме сторонниками короля Генриха II, против которого он взбунтовался. Но сегодня не средние века, а церковные скандалы зачастую носят иной, не идейный характер. Правда, непонятно, почему Джастин Уэлби так упорно сопротивлялся призывам уйти в отставку после всего, что стало известно.
За выбор следующего архиепископа Кентерберийского отвечает Комиссия по кандидатурам короны (CNC), которая представляет имя предпочтительного кандидата (и второго кандидата, который может быть назначен) премьер-министру. Премьер-министр, согласно конституции, отвечает за предоставление рекомендаций по назначению королю, поскольку главой Англиканской Церкви является монарх.
Скандальная отставка архиепископа Кентерберийского потрясла церковно-политические круги, но, судя по всему, для большинства британцев этот скандал не станет таким уж важным событием. Христианами в Соединенном Королевстве считают себя чуть более трети жителей. Процент верующих за последние 40 лет сильно упал: в 1983 году таковыми считали себя две трети британцев.
Жестокость, с которой человек, называвший себя христианином, обращался с молодыми людьми, поражает воображение.
Впрочем, и равнодушие Церкви, «не замечавшей» жестоких деяний своего брата во Христе, мягко говоря, удивляет.
Хотя, если учесть, что телесные наказания в школах были запрещены Парламентом совсем недавно — лишь в 1987 году, то становится понятнее, почему уже немолодые церковные иерархи, которые и сами, наверное, в школьные годы подвергались регулярной порке, смотрели на всё это сквозь пальцы. Уважение к традиции?