Культура

Как русскоязычные артисты поставили Оруэлла и получили награду на фестивале Fringe (а теперь везут спектакль в Лондон)

20.01.2025Мария Кулик

C 27 января по 2 февраля в лондонском Omnibus Theatre покажут спектакль «1984», представленный в прошлом году на Эдинбургском фестивале Fringe, где он получил награду Lustrum Award. Мы встретились с его режиссером Софией Борисевич и поговорили о том, какой получилась постановка.

О спектакле

Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране, где нет свободы слова. Мы хотели показать британской аудитории, у которой есть демократия, насколько она может быть хрупкой и как важно её защищать, оберегать и ценить. Для меня как для режиссера это особенно ценно, поскольку театр является социальной платформой, предоставляющей возможность обсудить живую проблему, проиграть её и прожить на сцене.

При создании спектакля «1984» мы использовали адаптацию британского издателя Ника Херна – это более сжатая версия знаменитого романа-антиутопии. По ней Уинстон попадает в тюрьму, и трое заключенных разыгрывают перед главным героем историю его жизни. Он сам дополняет историю: рассказывает о встрече с Джулией и о работе в министерстве правды. Мы видим, как Уинстон оказывается тюрьме, откуда возникает его желание сопротивляться системе и чем заканчивается эта борьба.

Об особенностях

Ставить классику сложно, поэтому я хотела найти её более современную адаптацию. Когда я начала читать сценарий Ника Херна, уже с первых страниц было понятно, что он сильно актуален сегодня. Однако мне предстояло сократить материал, чтобы подстроить его под часовой формат фестиваля. Для этого я связалась с изданием Ника Херна для получения авторских прав на текст. Ответ был положительным, так что у меня получилось не только ужать сценарий, но и привнести в него что-то своё. 

У нас получился иммерсивный спектакль, поэтому аудитория «погружается» в разворачивающееся действие. Для этого мы используем мультимедийные инструменты: снимаем актера крупным планом, чтобы аудитория все время наблюдала на экране его лицо – такая театральная игра вместе с кино. У зрителя появляется возможность выбирать: либо он взаимодействует с актёром на сцене, либо на экране.

Кроме того, в спектакле появились реплики на русском языке. Нам хотелось удивить зрителей, ведь «1984» очень хорошо знают в мире, поэтому мы старались создать что-то новое. Театр должен удивлять, не так ли?

О театральной компании

В 2023 году я собрала свою театральную компанию «Withintheatre». Это объединение славянских артистов, которые переехали в Великобританию. Они понимают театральную технику Михаила Чехова и Константина Станиславского, с которой я работаю. Мне было очень важно объединить наш культурный код и те темы, которые у нас болят, но говорить о которых в наших странах невозможно. Сегодня в команде есть 6 актеров, стейдж-менеджер, костюмер, а также сетевой и графический дизайнер.

О фестивале Fringe

Подать заявку на Fringe может любой человек. Главная задача состоит в том, чтобы найти площадку, которая пригласит вас выступать. И это уже полная ответственность режиссера. Найти площадку бывает непросто: одна не соберет аудиторию, другая будет маловата, третья окажется непрофессиональной, а некоторые из локаций построены специально для стендапов. 

Мне удалось выйти на продюсеров Summerhall Theatre. Дальше перед нашей командой стояла задача «продать» спектакль. Театры отбирают постановки на ранних стадиях репетиций, а порой и до них. Я рассказала продюсерам наш синопсис, и буквально за сутки спектакль утвердили. Некоторые артисты могут месяцами ждать своей очереди, ведь на Fringe едут люди со всего мира. Так, весной 2024 года наша команда поняла, что попала на фестиваль, и уже в апреле мы начали «собирать» постановку и репетировать.

На Fringe съезжаются режиссеры, которые ищут то, что будет интересно их театру. Они приходят на разные спектакли и предлагают сотрудничество понравившимся артистам. Причем, никогда не знаешь, кто именно будет среди гостей. К примеру, «1984» посетила режиссер Omnibus Theatre, и поскольку этот театр заинтересован в социально-политических пьесах и международных артистах, они быстро позвали выступать нас к себе.

О награде

Огромной неожиданностью для нас стала награда Lustrum Award. Её театр Summerhall вручает выдающимся работам. В конце последнего спектакля, когда я вышла говорить заключительное слово, на сцену поднялся основатель и директор театра Роберт Макдауэлл. Оказалось, что он все это время скромно сидел на заднем ряду и смотрел нашу пьесу. Тогда он достал огромный череп косули с золотыми рогами, Lustrum Award, и вручил ее нам прямо на сцене.

Огромная радость, когда понимаешь, что твоя постановка нужна и как никогда актуальна. Наша команда сумела найти правильный посыл и донести эту историю до зрителей. Я невероятно признательна, что «1984» оценили. Мы несем свой культурный код и рады, что в британской среде для нас нашлось место. 

А еще очень ценным для нашей команды стало то, что на «1984» пришел отец-основатель фестиваля Fringe Ричард Демарко. Он посетил первый и последний спектакли, после чего сказал, что такая постановка должна жить, поскольку она имеет огромную социальную значимость, особенно сегодня.

С 27 января по 2 февраля в Omnibus Theatre. Билеты можно приобрести по ссылке.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: