100 главных комедий на все времена по версии BBC Culture
Для составления списка из 100 лучших комедий за все время существования кинематографа редакция BBC Culture попросила критиков из 52 стран прислать свои ТОП-10. При этом, где снималась картина и когда появилась на экранах, не имело абсолютно никакого значения.
В опросе приняли участие 253 человека, среди них — 118 женщин и 135 мужчин. Никакого специального определения, что значит «комедия», не давалось. Критикам предложили руководствоваться только своим личным вкусом и чувством юмора. Также приветствовалось, если отборщики пришлют названия не просто фильмов, которые являются для них идеальными примерами с точки зрения киноискусства, а именно тех, которые как-то их изменили и стали частью жизни.
На составление списка, как пишет заместитель главного редактора BBC Culture Кристиан Бловель, редакцию подтолкнули наблюдения при составлении прошлогоднего списка «100 великих фильмов XXI века». Именно тогда стало понятно, что «лучшим» далеко не всегда называют смешное. Например, за всю историю существования Американской киноакадемии, которая назвала 89 лучших картин, лишь 7 можно по жанру обозначить как комедию: «Это случилось однажды ночью», «С собой не унесешь», » Вокруг света за 80 дней», «Квартира», «Том Джонс», «Энни Холл» и «Бердмен».
Кроме непосредственно самого списка опрос BBC Culture выявил, что вкусы у критиков-мужчин и критиков-женщин в отношении комедий не так уж различаются (прощайтесь с еще одним аргументом, товарищи шовинисты). В ТОП-5 любимых у мужчин и женщин вошли три одних и тех же картины: «В джазе только девушки», «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» и «Энни Холл». Последнюю в женском списке определили на 3-е место, а в мужском — на 4-е.
Также стало очевидно, что юмор не универсален, а смешное во многом определяется историко-географическим контекстом и личным бэкграундом зрителя. И то, над чем смеются в диалоге по-английски, действительно может потеряться при переводе и дубляже.
100 лучших комедий на все времена:
-
- «В джазе только девушки» (Билли Уайлдер, 1959)
- «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (Стэнли Кубрик, 1964)
- «Энни Холл» (Вуди Аллен, 1977)
- «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993)
- «Утиный суп» (Лео МакКери, 1933)
- «Житие Брайана по Монти Пайтон» (Терри Джонс, 1979)
- «Аэроплан» (Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер, 1980)
- «Время развлечений» (Жак Тати, 1967)
- «Это Spinal Tap» (Роб Райнер, 1984)
- «Паровоз Генерал» (Клайд Брукман, Бастер Китон, 1926)
- «Большой Лебовски» (Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1998)
- «Новые времена (Чарли Чаплин, 1936)
- «Быть или не быть» (Эрнст Любич, 1942)
- «Его девушка Пятница» (Ховард Хоукс, 1940)
- «Монти Пайтон и Священный Грааль» (Терри Джонс, Терри Гиллиам, 1975)
- «Великий диктатор» (Чарли Чаплин, 1940)
- «Воспитание крошки» (Ховард Хоукс, 1938)
- «Шерлок младший» (Бастер Китон, 1924)
- «Леди Ева» (Престон Стерджес, 1941)
- «Сверкающие седла» (Мэл Брукс, 1974)
- «Огни большого города» (Чарли Чаплин, 1931)
- «Молодой Франкенштейн» (Мэл Брукс, 1974)
- «Вечеринка» (Блейк Эдвардс, 1968)
- «Уитнейл и я» (Брюс Робинсон, 1986)
- «Золотая лихорадка» (Чарли Чаплин, 1925)
- «Мой дядюшка» (Жак Тати, 1958)
- «Квартира» (Билли Уайлдер, 1960)
- «Это случилось однажды ночью» (Фрэнк Капра, 1964)
- «Когда Гарри встретил Салли» (Роб Райнер, 1989)
- «Каникулы господина Юло» (Жак Тати, 1953)
- «Тутси» (Сидни Поллак, 1982)
- «Воспитание Аризоны» (Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1987)
- «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди» (Адам МакКей, 2004)
- «Бестолковые» (Эми Хекерлинг, 1995)
- «Поющие под дождем» (Стенли Донен, Джин Келли, 1952)
- «Рыбка по имени Ванда» (Чарльз Крайтон, Джон Клиз, 1988)
- «Странствия Салливана» (Престон Стерджес, 1941)
- «Филадельфийская история» (Джордж Кьюкор, 1940)
- «Вечер в опере» (Сэм Вуд, Эдмунд Гулдинг, 1935)
- «Продюсеры» (Мэл Брукс, 1967)
- «Борат» (Ларри Чарльз, 2006)
- «Ужасная правда» (Лео МакКери, 1937)
- «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.» (Роберт Олтмен, 1969)
- «Девичник в Вегасе» (Пол Фиг, 2011)
- «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (Марио Моничелли, 1958)
- «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино, 1994)
- «Зверинец» (Джон Лэндис, 1978)
- «Неприятности в раю» (Эрнст Любич, 1932)
- «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)
- Женщины на грани нервного срыва (Педро Альмодовар, 1988)