В самом центре Лондона есть комплекс студий Celebro Media. Эту компанию в 2015 году основал Павел Морозов, выпускник МГИМО и в прошлом сотрудник администрации президента РФ.
За два года работы компании комплекс расширился с 2 до 12 тысяч квадратных футов и сегодня занимает пять этажей в Portland House: больше студийных площадей в центре Лондона есть только у ВВС. Здесь снимает кино Тимур Бекмамбетов, отсюда вещают ведущие телеканалы разных стран мира.
О том, как была создана и как развивается Celebro Media, Павел Морозов рассказал Кристине Москаленко.
Почти любое помещение в центральном Лондоне девелоперы стараются переделать в квартиры, под жилье перестраивают даже исторические кинотеатры. Поэтому, если, допустим, вы продюсер небольшого телевизионного канала, видеоблогер, фотограф, режиссер или кто-то еще, кому нужно срочно выйти в эфир из Лондона или сделать студийную качественную съемку и смонтировать ее, под эти цели в центре города вы сможете найти только коробку с розеткой и старым пианино за 5000 фунтов. Точнее, могли найти – потому что с недавних пор в Лондоне есть Celebro Media.
А у Celebro Media есть студии на Oxford Circus, с камерами-роботами, прямым соединением с BT Tower в 1 гигабит, возможностью снимать в формате 4K и вести прямые трансляции через IP, и все это по весьма конкурентным ценам. Появившись в 2015-м, за два года студии разрослись с 2 тысяч до 12 тысяч квадратных футов и сегодня занимают пять этажей в Portland House – больше студийных площадей в центре Лондона только у BBC. Формат «оборудованная студия в центре города» оказался востребованным, модель «заплатил – приехал – включил камеры или объяснил, что снимать, – подключился к сети – вышел в эфир» быстро подкупает своей простотой и гибкостью, так что теперь ту же концепцию Celebro Media собирается распространить на Нью-Йорк и Вашингтон.
Основал Celebro Media Павел Морозов. Родился он в Астрахани, учился в Москве на факультете международной журналистики МГИМО, где, к слову, практиковал китайский. После первого курса отправился на стажировку в ТАСС, стал парламентским корреспондентом, а в 19 лет уже работал в пресс-службе Администрации президента России и был там самым молодым сотрудником.
«Почетная у меня была работа, на которую я мог ходить через Спасскую башню Кремля, – вспоминает он сейчас с улыбкой. – Однажды иду, а на Красной площади никого, она была закрыта в тот день. Передо мной Мавзолей, и я вдруг понимаю, что никогда там не был. Показал свой пропуск и попал на личное свидание с Лениным».
Первое свидание с Лондоном у Павла случилось в 2006 году, когда он приехал сюда в командировку в качестве советника руководителя Федерального агентства связи России, структурного подразделения Минсвязи. Говорит, что влюбился в город сразу и уже тогда решил, что хочет жить именно здесь.
«В министерстве порой заходили разговоры, что да, хорошо бы переехать, но почти никто дальше разговоров не шел. Были люди, которые вообще по десять лет работали на одном месте. Меня всегда интересовало, как можно заниматься одним и тем же так долго. В итоге я понял, что государственная машина именно на таких людей и опирается. Они – медленный таран, а вокруг него вращается креативная насадка резцов вроде меня, – размышляет Морозов. – Но я не могу сказать, что уехал от российской действительности. Я просто захотел попробовать себя в лондонской».
В Великобритании очень важно сразу найти правильных юристов и бухгалтеров, которые не будут тянуть из тебя деньги, потому что ты русский, приехал и машешь ушами
Бизнес в Лондоне Морозов начал в 2010 году, создав с партнером, сотрудником BBC Уэсли Доддом, консультационную компанию: «Занимались медиа-консалтингом, в частности, консультировали BBC по форматам запуска языковых каналов, в том числе на суахили и фарси». А в 2013-м Павел с семьей, с двумя маленькими детьми, окончательно перебрался в Лондон, получив инвесторскую визу.
«С визой мне, кстати, помог Сергей Грачев из адвокатского бюро MGAP. Вообще в Великобритании очень важно сразу найти правильных юристов и бухгалтеров, – предупреждает он, – которые не будут тянуть из тебя деньги, потому что ты русский, приехал и машешь ушами».
С наскоку взять Лондон, конечно, не получилось. Партнеры не сразу пришли к понимаю, что стоит делать. «Я вообще хотел заниматься политическим пиаром и лоббизмом и в Лондон приехал именно с целью консультировать местный бизнес по вопросам продвижения в России, – говорит Морозов. – Но Уэсли постоянно твердил, что студии – это выгодно, что в центре города хороших студий почти нет, а спрос огромный. Когда же два года назад мы наконец решились снять первое студийное помещение, встал вопрос, где брать деньги на оборудование. Взяли в долг. В итоге на обустройство и развитие всего нашего хозяйства ушло уже больше 3 миллионов фунтов. И в основном это заемные деньги. Серьезный риск».
22 марта 2017 года, когда в Лондоне случился теракт, для Celebro Media, как ни цинично это прозвучит, наступил звездный час. «Мы со своей маленькой и мобильной командой первыми были на месте событий, и в итоге нашу съемку купили Reuters и BBC, – говорит Морозов, сидя за массивными пультами управления прямым эфиром в аппаратной Celebro Media. – Но и в целом сейчас уже есть понимание, что мы идем верной дорогой, что мы востребованы. В ноябре у нас два дня снимал свой новой фильм Тимур Бекмамбетов. От нас постоянно ведут трансляции крупные турецкий и иранский телеканалы, мы периодически работаем с BBC и другими ведущими вещателями.
Так что пути нашего развития определены: студии для различных телешоу, студии для прямых трансляций, ну и собственные быстрые съемки актуальных событий с целью продажи контента разным медиа – по принципу героя фильма «Стрингер» Дэна Гилроя, который, кстати, был снят в том же 2013 году, когда я обосновался в Лондоне».
Статья опубликована в первом выпуске журнала ZIMA (лето 2017).