Ежегодная выставка в Королевской академии художеств – уже давно такая же почтенная традиция и неотъемлемая часть лондонского летнего сезона, как, скажем, скачки в Аскоте. Даже если вы не очень понимаете или любите современное искусство, вы все равно должны уметь поддержать о ней беседу. Так что статью читайте до конца.
История и формат
Примечательна сама история возникновения летней выставки: в этом году она проводится в 251 раз, а в 2018 году Академия отмечала свой 250-летний юбилей. Из этого вполне логично следует, что сама Королевская академия было основана в 1768 году в правление короля Георга III. Нельзя сказать, чтобы инициатива основания академии полностью принадлежала королю. Скорее это заслуга группы художников под предводительством известного английского архитектора – классициста Уильяма Чемберса.
Чемберс вместе с коллегами обратился к королю с просьбой учредить академию художеств по образцу французской в Париже. Тогда же монарху был предложен и выставочно-финансовый план: новая Королевская академия художеств будет каждый год устраивать выставку работ своих членов и через некоторое время начнет существовать с доходов, полученных с выставочной деятельности, а не только с отчислений из королевской казны. Георг план рассмотрел и одобрил.
Монаршьи ожидания и надежды полностью оправдались: с 1798 года публики, любящей искусство, насчитывалось в Лондоне столько, что ежегодные выставки Королевской академии стали приносить ей существенный доход, и она могла уже не прибегать к помощи королевской казны, а поддерживать свое существование самостоятельно. Так и появилась традиция проводить ежегодную летнюю выставку Королевской академии художеств.
В этом году она проходит с 10 июня по 12 августа. Куратором прошлогодней выставки был эпатажный художник Грейсон Перри, а в этом году он передал эстафету заслуженному живописцу Джоку Макфэдьену. Правда, Макфэдьен не стал в одиночку курировать всю выставку, а пригласил коллег, каждому (или каждой) из которых достался отдельный зал. Всего в выставке участвует более 1500 работ. Те счастливцы, произведения которых приглянулись жюри Королевской академии, смогут получить призы, размер которых варьируется от £25000 до £1000 фунтов. В выставке могут участвовать и художники, и архитекторы, и скульпторы, и фотографы. Художники могут выставлять не только картины, но и графические работы. Все произведения, участвующие в выставке, можно, по традиции, приобрести.
Тема этого года
Тема этого года – забота об экологии и природных ресурсах, а также вопросы, связанные с изменением климата и с миграцией. На входе, во внутреннем дворе Академии, посетителей встречают жутковатые скульптурные кадавры Томаса Хаусиго, похожие на оживших зомби. Сразу же начинаешь сочувствовать бронзовому изваянию бедного первого президента Академии Джошуа Рейнольдса, попавшего в такую компанию. Впрочем, признанный классик британской живописи с наброшенной поверх сюртука игривой цветочной гирляндой не теряет расположения духа и только выигрывает, продолжая казаться живее всех живых.
Дальше вы поднимаетесь по знаменитой парадной лестнице и в вестибюле упираетесь в отливающую золотом бронзовую скульптуру молодого человека работы Леонарда МакКомба.
А потом вы попадаете в Wohl Central Hall, и вас окружают разные звери и зверушки, взирающие на вас с немым укором. Рядом по образу Тяни-Толкая примостились собакомутанты Чарльза Эвери (под номером 161). И чуть дальше ваш взгляд упирается в загадочную гофрированную железную конструкцию с надписью KEEP OU (номер 39).
Новый Бэнкси
В нижнем сегменте этой конструкции вы вскоре замечаете граффитти с симпатичной крыской. Она держит в лапках упавшую (и видимо пропавшую) букву T, и этой самой буквой то ли пытается сломать замок, то ли забить последний гвоздь в крышку гроба «Брекзита». Как выясняется, эти гофрированные воротца некогда преграждали вход нежеланным гостям в таможенной зоне аэропорта Хитроу, а теперь представляют собой не что иное как произведение самого Бэнкси, с помощью которого он пытается протестовать против «Брекзита» и иммиграционной британской политики.
Загадочный Бэнкси, настоящего имени которого так никто и не знает, выставляет свои работы в Королевской академии уже второй раз. При этом стоимость работы не указана на сайте: для того, чтобы ее узнать, вам нужно специально обратиться в администрацию, и там вам на ушко по секрету шепнут.
Протестные настроения Бэнкси разделяет и художник Джереми Деллер со своей работой – баннером We Are All Immigrant Scum (под номером 522). Вообще, протестам против миграционной политики посвящен практически целый зал.
Гормли, Пика, Харви, Эмин
Но помимо политических высказываний на выставке есть и много чего другого. Например, любители музыки смогут прикупить себе симпатичную работу Брайана Ино (номера 513, 514) всего лишь за £2 200. На этом фоне забавная концептуальная работа Амалии Пика из швабры и бутылки, а также элемента крана, напоминающая персонажа из Muppet Show, вызывает некое ценовое недоумение (номер 526 за £4000). Моим вниманием тем временем завладел мерцающий Glowstick Дэвида Бэтчелора (номер 518).
В следующем зале вас ожидает графическая работа Энтони Гормли (номер 435, а также в зале V под номерами 844 и 845), скульптура Филлиды Барлоу (номер 429), которая несмотря на свою цену в £45 000 фунтов уже кем-то куплена, а также приятные глазу художественные эксперименты Джона Мейна (номера 379 – 382).
В третьей галерее преобладает морская тема. С одной стороны вас встречают бюсты Наполеона и Нельсона работы Маркуса Харви (номера 163 и 165 соотвественно), причем «Наполеон» дороже «Нельсона» (что бы это значило?). Здесь же находится и красующаяся на обложке выставочного каталога «Победа» того же Маркуса Харви. Вопреки ожиданиям она не продается вообще. А на другой стороне ваш взгляд тонет в глубокой синеве работы Идриса Хана (номер 313). Но в случае с Ханом предпринимать что-либо уже поздно, работа стоимостью в £90 000 уже продана. Там же, совершенно незаметная глазу, прячется работа Ансельма Кифера под номером 194 с очень длинным немецким названием. Как и картина Харви, работа Кифера не выставляется на продажу.
В галерее V, продолжающей тему охраны окружающей среды, выставлены работы самого Джока МакФэдьена (номера 853, 868) и сэра Майкла Крэга-Мартина (номер 856). Практически невозможно пройти мимо яркой работы Адриана Вижневского (номер 932). Кстати, перед этой картиной разместилась любопытная инсталляция с воронами Тима Шоу, едко окрещенная «Парламентом» (номер 938). Рядом с «парламентариями», примостившимися на картонных коробках, размещаются наушники. Их можно даже не снимать с гвоздей: обрывки выступлений слышны и так. Но инсталляция выглядит завораживающе и сюрреалистично одновременно.
В зале VII не пропустите работы дамы Паулы Рего (номера 958, 959 и 1509, 1510 в лекционном зале). В наше время художники довольно редко выставляют картины с религиозными сюжетами («Моление о Чаше» и «Снятие с Креста»), но в данном случае интересны и трактовка сюжетов, и их живописное исполнение. А вот Джона Дэвиса преследуют призраки, о чем он и сообщает с помощью внушительной инсталляции “My Ghosts” (номер 961).
В качестве призраков выступают не только память о детстве, но и прародители Адам и Ева (и, видимо, все бремя унаследованной истории и традиции). Это остроумное рассуждение на тему культурного, психического и исторического багажа, который мы все так или иначе носим, заслуживает, если не пристального, то вдумчивого внимания.
В этом же зале, если вы будете внимательно смотреть, вы заметите и работу Трейси Эмин, названную «Я хотела большего» (номер 1040). Это небольшая бронзовая скульптура за £70 000. В зале IX на себя обращают внимание работы президента Королевской академии Кристофера Ле Бруна (номера 1413- 1416).
Lecture Room курирует Стивен Чемберс, который сиюминутным политическим страстям предпочел «искусство ради искусства» и построил экспозицию на тонких цветовых нюансах. Помимо уже вышеупомянутой Паолы Рего, вас в этом зале встречает скандальный Аллен Джоунс с провокационной скульптурой Kind of Blue (номер 1560). Можете порадоваться, скульптура еще не продана: £175 000 — и она ваша. На фоне Джоунса совершенно идиллически выглядят подвешенные к потолку фрегаты. Это Gravesend Хью Локка (номер 1561).
Русские художники
«А где же русские имена среди этого всего изобилия?»— спросите меня вы. Ну что ж, если перед вашими глазами все уже сливается в пеструю неразбериху, то в зале VIII вы, наверняка, испытаете радость узнавания или грусть разочарования: под номером 1339 скрывается картина Александра Мочалова с многообещающим названием «Рахманинов. Концерт для фортепиано N2», а стоя перед работой Вячеслава Рогового под номером 1369 вы ностальгически перенесетесь в юношеские годы и вспомните ваши эзотерические искания и походы к кришнаитам.
Если же вы пришли исключительно для того, чтобы полюбоваться на фотографические эксперименты режиссера Вима Вендерса (он, кстати, является почетным членом лондонской Королевской академии), то вам следует направиться прямиком в зал под названием Ronald and Rita McAulay Gallery. Именно там и находятся работы Вендерса. Из них 1574 и 1578 – необычные образы Армении (мой фаворит – «Армянский алфавит»), 1577 – Elvis Inn в Иерусалиме, а две остальные – зарисовки из Америки и Германии. На какую бы работу вы ни взглянули, остается ощущение, что вы попали в кадр одного из вендерсовских фильмов. И если вы уйдете с выставки именно с этим ощущением, то будете знать, что посетили ее не зря!
Фото автора и Royal Academy of Arts
Больше разного интересного об искусстве – в нашем телеграме.