Культура

Малевич, Гончарова, Маяковский: Christie’s выставил на торги «Библиотеку русского авангарда»

23.02.2022Юлия Карпова

Christie’s анонсировал аукцион четвертой части собрания книг парижского библиофила Поля Дестриба. Выдающаяся коллекция под названием «Библиотека авангарда» полностью посвящена печатным изданиям, созданным или оформленным русскими художниками-авангардистами в период с 1912 по начало 1930-х годов. В рамках торгов будет предложено 229 лотов, предварительная оценка которых составляет от €770 000 до €1,9 млн.

C 1910 по конец 1920-х годов русский авангард был одним из ключевых художественных течений. Коллекция Поля Дестриба, выставленная на торги аукционным домом Christie’s, представляет редкую подборку книг, оформленных лучшими его представителями – Натальей Гончаровой, Василием Каменским, Ольгой Розановой, Алексеем Крученых, Казимиром Малевичем, Владимиром Маяковским, Марком Шагалом, Элем Лисицким и многими другими.

Фото: ZIMA MAGAZINE

Краткая история русского авангарда

«Термин «авангард» для нас совершенно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппози­ционность искусства — «левые художники», либо новизну искусства, его вре­менной вектор — «будущники», «будетляне», «футуристы», – объясняет в своей лекции для портала Arzamas искусствовед Галина Ельшевская. – Слово «футуристы» было главным, потому что оно интернациональное: были, например, и италь­янские футуристы, их лидер Маринетти приезжал в Россию. А после револю­ции термин «футуризм» стал распространяться на всех левых художников, и, например, критик Абрам Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искус­ством новой России», имея в виду весь авангард».

Первая группа таких русских футуристов возникла в 1911 году вокруг литературного объединения «Гилея», основанного братьями Давидом и Владимиром Бурлюками. К нему присоединились Василий Каменский, Алексей Крученых и Владимир Маяковский. Но настоящий размах футуризму смог придать Велимир Хлебников. Вместе с Маяковским в 1912 году он опубликовал свой манифест «Пощечина общественному вкусу», оценочная стоимость которого сегодня варьируется от €1 500 до €2 000.

Члены объединения «Гилея» принимали участие в выставках таких художественных объединений, как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», созданных художников Михаилом Ларионовым. Однако начавшаяся Первая мировая война положила конец экспериментам футуристов. Октябрьская революция, первые годы коммунизма и основание СССР привели к постепенному превращению футуризма в конструктивизм. Так началась новая эра сотрудничества художников и поэтов. Самым ярким примером этой эпохи является изданный в 1923 году сборник стихов «Для голоса» Владимира Маяковского в оформлении Эля Лисицкого, оцененный в €6 000 – 9 000.

Фото: ZIMA MAGAZINE

Топ-лоты аукциона

В коллекцию Поля Дестриба вошли работы девять книг, проиллюстрированных Наталией Гончаровой, включая сборник «Мир с конца» Хлебникова и Крученых (оценка: €10 000 – 15 000). Более чем 15 работам представлена поэтесса и график Ольга Розанова: в частности – книгой «Тэ ли лэ» 1914 года (оценка: €20 000 – 30 000), изданием «Заумной гниги» Алексея Крученых и Романа Якобсона (оценка: €40 000 – 50 000), книгами «Вселенская война» (оценка: €120 000 – 180 000) и «Война» (оценка: €60 000 – 80 000). Розанова также участвовала в создании грандиозного буклета выставки «5X5=25», обложку которого выполнил Александр Веснин (оценка: €40 000 – 50 000).

Что касается мужчин-художников, то Василий Кандинский представлен каталогами многочисленных выставок и разнообразными коллективными изданиями, относящимися как к десятилетию его пребывания в России, так и к немецким годам жизни. Черными литографиями Казимира Малевича неоднократно иллюстрировались сборники стихов Крученых, изданные в 1913 году, такие как «Поросята» (оценка: €4 000 – 6 000) или «Супрематизм» (оценка: €60 000 – 80 000). Лишь однажды Малевич проиллюстрировал книгу цветными литографиями, когда в 1920 году были изданы лекции Николая Пунина, прочитанные на краткосрочных курсах для учителей рисования (оценка: €8 000 – 12 000). На торги также выставляются работы Эля Лисицкого, Александра Родченко и Михаила Ларионова.

Особое внимание обращает на себя географическое разнообразие представленных лотов: порядка тридцати изданий были напечатаны в Тифлисе, где родился Ильязд. Многие из них называются «Фантастический кабачок» (название местного кафе, где часто встречались футуристы).

Фото: ZIMA MAGAZINE

Собрание Поля Дестриба

Первые три части коллекции были выставлены на аукционы Christie’s, проходившие с июля 2019 по февраль 2021 года. В первой части были представлены книги и рукописи сюрреализма за период с 1912 по 1945 год. Во второй – работы Пьера Андре Бенуа и Ильи Зданевича. Третья часть посвящена образцам французского авангарда, созданным с 1945 года по сегодняшний день. В общей сложности 1 382 лота были проданы в сумме за €14 млн.

Помимо этих аукционов, прошедших за последние три года, сам Поль Дестриба в 2005 году передал собрание из 1 003 авангардистских журналов на разных языках в Библиотеку Кандинского Центра Помпиду в Париже. С помощью спонсорских средств эта выдающаяся масштабная подборка была приобретена за €3,8 млн. После смерти Поля Дестриба в 2017 году Библиотека Кандинского в Центре Помпиду получила от него в дар еще 5 000 печатных документов, охватывающих период с 1912 по 1975 год, каждый из которых проливает дополнительный свет на историю международных авангардных течений XX века.

Предаукционный показ коллекции проходит в Лондоне с 23 по 27 февраля, в Париже – с 3 по 9 марта.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: