«Мой чемодан – это все, что у меня осталось от прежней жизни». Впервые эту фразу художник-акционист, покинувший Россию из-за своей антивоенной позиции, услышал в марте 2022 года от неизвестной ему женщины в Израиле, которой пришлось бежать из Украины вместе с детьми и внуками. Затем ее слова повторила девушка с маленьким ребенком, приехавшая в Израиль с наспех собранным чемоданом. Еще одна женщина рассказала Беньковичу, что после того, как ее семья стала свидетелями взрыва соседнего дома, они поспешно побросали в чемодан первые попавшиеся под руку вещи и уехали из страны.
Эти и другие истории вдохновили художника на создание инсталляции, которая в течение августа будет представлена в саду Ассамблеи на Джордж-стрит в рамках эдинбургского фестиваля Fringe.
«Тема отсутствия свобод и признания жертв государственных репрессий постоянно звучит в моих работах. Мне самому пришлось уехать из России, и в какой-то степени я сам стал объектом своей работы, потому что чемодан – это все, что у меня сейчас есть, что связывает меня с прошлым», – объясняет художник.
Олицетворяя вынужденную эмиграцию, «Чемодан» представляет собой похожий на клетку объект, построенный из армированной стали, которая также используется для изготовления тюремных решеток в России. Художник надеется, что его работа станет данью уважения тяжелой участи беженцев, которым пришлось покинуть дом из-за войны.
Увидеть «Чемодан» и оставить пожертвование на гуманитарную помощь беженцам, прибывшим в Великобританию, можно в Эдинбурге до 29 августа.
Другая монументальная скульптура Константина Беньковича в настоящее время выставлена в Лондоне в рамках Недели искусства Кенсингтона и Челси (KCAW). Оба проекта выполнены в рамках арт-резиденции bird&carrot productions и куратора Александрины Маркво.