Минуя толпы туристов, которые по прибытии устремляются к главной достопримечательности города – местному аббатству, начинайте прогулку по городу с Westgate Gardens – зеленому скверу вдоль реки Стаур, который берет начало рядом со средневековыми городскими воротами. Каждую весну сад «просыпается» – его украшают аллеи ярких цветущих тюльпанов, между которыми прогуливаются местные жители – всегда отзывчивые и счастливые.
На реке расположено множество лодочных станций. Обычно лодками управляют молодые люди и девушки с длинными шестами вместо весел, чем-то напоминающими гондолы. Посмотреть на старинный английский Кентербери с воды, прежде чем окунуться в суету его узких улиц – отдельное удовольствие.
После знакомства с главной «артерией» города, отправляйтесь к Кентерберийскому собору. Его монументальные стены хранят многовековую историю: изначально на месте аббатства располагалась языческое святилище, которое, после завоевания острова римлянами, сменил кельтский храм. Наконец, в начале VII века, Кентербери стал британской столицей христианства. Неудивительно, что этот небольшой город до сих пор не уступает по своей важности Лондону: именно здесь находится резиденция архиепископа Кентерберийского, который является фактически вторым лицом после монарха в англиканской церкви – и в стране.
За свою монументальную историю аббатство пережило набеги викингов, страшный пожар, из-за которого почти все здание было уничтожено, разрушительное землетрясение и бомбежку немецкими Люфтваффе в период Второй мировой войны. Однако в конце XX столетия собор начали активно реставрировать и к сегодняшнему дню практически полностью восстановили.
Перед тем, как зайти внутрь, прогуляйтесь по окружающему собор церковному двору, чтобы почувствовать средневековую атмосферу, которая здесь прекрасно сохранилась. Внутри вас ждут удивительные по своей красоте элементы готической архитектуры – витражи, сводчатые потолки и капеллы. Правда, покупать билет в аббатство стоит заранее: регулярно сюда стекаются тысячи паломников, желающих посмотреть на обитель «британского христианства».
Как и в любой церкви, в Кентерберийском аббатстве проводятся регулярные службы. Вам повезет, если вы попадете на масштабное богослужение – на Пасху или Рождество. Сама служба длится несколько часов, но оставаться на ней до конца необязательно. Заглянув в аббатство хотя бы ненадолго, вы точно не пожалеете.
Напротив собора Кентербери (равно как и везде в Англии) расположилась одна из самых старых городских площадей. В Средневековье на ней собирались торговцы мясом, рыбой, зерном, ювелирными изделиями и многим другим, а по выходным и праздникам – устраивались гулянья с уличными артистами и музыкантами. Впрочем, встретить колоритного местного виолончелиста или аутентичного певца здесь можно и сегодня.
Прежде чем покинуть площадь и затеряться в бесчисленных каменных переулках города, зайдите на обед в Old Butter Market. Когда-то это место считалось лучшей продуктовой лавкой города, где жители Кентербери покупали сливочное масло; спустя века, здесь работает кафе, где готовят, пожалуй, самые вкусные традиционные английские пироги. Не попробовать сытный пирог с курицей и грибами или фирменный мясной в эле – значит, не до конца прочувствовать самобытность и колорит города.
Покинув площадь, вы попадете на главную улицу города – High Street. Можно было бы сказать, что в ней нет ничего необычного, если бы не здание, привлекающее внимание многих туристов. Коттедж Old Weaver’s house, оправдывая свое название, раньше принадлежал ткачам, а со временем стал местной достопримечательностью и пабом. Снаружи он больше похож на типичное шале, характерное для Западной Европы: выкрашенные в белый цвет стены, тяжелые деревянные балки, поддерживающие конструкцию. Но что-то необъяснимо притягивает приехавших в Кентербери именно к этому дому.
Отдельное удовольствие – заходить в аутентичные книжные лавки в маленьких британских городах. Кентербери – неоспоримый победитель среди них. Спрятанный в многочисленной паутине переулков благотворительный книжный магазин Catching Lives? очаровывает с первых секунд своей атмосферой. Вы найдете его без труда – ассиметричный «Crooked House» – «перекошенный» дом – выглядит так, будто вот-вот рухнет, хотя стоит на своем месте уже с XVII века.
Над входом гостей встречает цитата Чарльза Диккенса. По одной из версий, писатель вдохновился именно этим зданием при работе над романом «Дэвид Копперфильд». В разные годы в этом доме жил член местного парламента, располагалась картинная галерея и даже работал магазин школьных принадлежностей. Теперь же на полках в Crooked House разместились тысячи книг, многие из которых не так просто найти в современных книжных магазинах. Не удивляйтесь, если рядом с Шекспиром вы вдруг увидите переведенных на английский Льва Толстого и Федора Достоевского.
В конце концов, Кентербери – литературный город и потому, что он фигурирует в эпической поэме Джеффри Чосера «Кентерберийские рассказы» (а памятник ему установлен в самом центре города). Ее герои – группа паломников, состоящая примерно из тридцати человек и включающая, помимо прочих, самого Чосера – отправляются из гостиницы «Табард» в Саутворке к месту хранения мощей святого Томаса Беккета в Кентербери. Чтобы скоротать время в пути, трактирщик предлагает каждому рассказать по паре историй по дороге к святилищу. Всего в сборник вошло 24 истории, хотя Чосер планировал написать более 100. Он начал работать над ними в 1387 году и продолжал до самой смерти в 1400 году.
Завершите путешествие по одному из самых живописных городов Кента «побегом» из центра города – к церкви святого Мартина – первому англосаксонскому зданию, построенному из камня. Согласно сохранившимся рукописям, в VI веке здесь обосновался монах-бенедиктинец Августин с сорока спутниками исповедовать христианство в Британии. Впоследствии именно он и стал первым архиепископом Кентерберийским.
Сегодня церковь по-прежнему является действующей, однако посетить ее, в первую очередь, стоит ради живописной местности и римских руин. Всего 15-20 минут из центра – и вы на самом краю Кентербери, где можно взглянуть на город по-новому, ненадолго скрывшись от шумной толпы перед тем, как уезжать из Кента.