Искусство

Зашивать рубашку волосами и носить платье из крапивы: что означают перфомансы художницы Елены Акаевой

31.07.2023Дарья Кизенкова

На прошлой неделе в Лондоне прошла перформативная выставка Intimacy, участники которой рассказали (а вернее, показали) истории про близость и чувственность. Среди них была художница Елена Акаева — в рамках своего нового перформанса она на глазах зрителей «исцеляла» себя и других. «Зима» поговорила с артисткой о лечащей силе искусства и ее необычных постановках.

Вся тюремная камера лондонской полицейской станции Хампстед-Хит усыпана крапивой. Она разбросана по полу, висит вдоль стен, из нее соткано платье «заключенной» – художницы Елены Акаевой. Сидя в крохотной комнате, девушка плетет лианы из растения, в то время как за ней наблюдают зрители в тюремное окошко в двери. 

Все происходящее – часть перформанса Nettle Елены на благотворительном мероприятии Courage to create, посвященному войне в Украине. Точнее – украинским художникам и другим творческим людям, которые продолжают жить и работать даже в самые мрачные времена. «Надевая на себя одежду из обжигающей крапивы, я хотела сказать, что можно переступать через боль – физическую и душевную – даже в самых экстремальных обстоятельствах, трансформируя безысходность в надежду на лучшее будущее», – объясняет Елена. 

Прошедший в Лондоне в прошлом году перформанс – один из многих, которые Елене удалось показать британской публике за 8 лет жизни в Великобритании. Выбранный жанр стал доминирующим для художницы неслучайно. По признанию самой артистки, когда она жила в Москве, ее основным «оружием» была поэзия и проза. «Но после переезда в Англию смысл связывать творчество с русским языком пропал, а английский я до сих пор не прочувствовала настолько, чтобы точно передавать свои мысли в творчестве», – продолжает художница. Компромиссом стало решение делать перформансы – мультидисциплинарный формат, который можно понять и прочувствовать без использования лексики.

В работах артистки все продумано до мелочей, включая и материалы, которые она использует. Большинство материй в перформансах Елены аллегоричны: та же крапива, например, была «позаимствована» из сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», где главная героиня, желая помочь своим двенадцати братьям, шила им рубашки из обжигающих руки листьев.

Подобно сказочным персонажам, герои постановок художницы стремятся помочь другим, и в этом, пожалуй, заключается философия ее перформансов. «Все, что я показываю на сцене – это в первую очередь психотерапия: как для меня лично, так и для зрителей», – добавляет Елена. По словам художницы, задача каждого представления – сделать так, чтобы зритель дошел до катарсиса и разрешил определенный конфликт, проработал его и начал жить дальше. «Те, кто наблюдают за моими работами, часто постепенно превращаются из зрителей в непосредственных участников действия», – добавляет Елена.

На прошлой неделе, в рамках масштабной выставки Intimacy, посвященной идее открытости и интимности, художница показала один из своих новых перфомансов Repair. Она вновь вступила в диалог с аудиторией, но рассуждала не про войну, а скорее про противоположное ей – исцеление. В качестве метода «врачевания» в этот раз Елена выбрала вдетые в иглу волосы – свои собственные; «пациент» – мужчина, рубашку на котором художница зашивала.

«Изначально это была совсем другая история: про беженцев и то, как они вынуждены использовать буквально все, что у них есть, чтобы выжить», – объясняет артистка. – «Поэтому сначала я – как человек, также оказавшийся вдали от дома и не имеющий возможности вернуться в Россию, когда захочу – зашивала платье на самой себе».

Философию постановки кардинально поменял случай (и организаторы выставки — они предложили Елене сделать постановку более «личной»). Теперь художница зашивает одежду на партнере, как бы отдавая часть себя, помогая ближнему и одновременно повествуя о близости, как физической, так и духовной.

На теме духовного исцеления смысл увиденного не заканчивается. Как объясняет создательница перформанса, происходящее можно расценивать и как историю взаимоотношений между мужчиной и женщиной – в высшей степени крепких и доверительных. В начале перформанса девушка отрезает собственные волосы, чтобы оказать помощь партнеру, который не боится о ней попросить. «Готовность обнажить собственные уязвимые места как раз и свидетельствует о максимальном уровне доверия и взаимопонимания между двумя людьми», – добавляет Елена.

В ближайшем будущем артистка планирует новый проект, основанный на путешествии Елены по Европе в прошлом году из-за невозможности приехать в Россию. За почти семь месяцев девушка сумела собрать и записать десятки историй беженцев, которых вместе с ней самой объединяет отдаленность от дома и вынужденный переезд, и теперь готова их рассказать. «Конечно, увиденным за этот период хочется делиться и тем самым помогать всем тем, кто оказался в таких сложных обстоятельствах».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: