Места

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Жемчужины модернизма

23.01.2025Юлия Карпова

Специально для журнала #английскийдом мы выбрали самые интересные исторические дома Англии и составили свой кураторский гид. Очень субъективный, но с множеством сюрпризов. Делимся его четвертой частью, посвященной жемчужинам модернизма, попасть в которые не так просто (хотя можно, если очень захотеть).

Хоумвуд, Суррей
The Homewood

Когда архитектору Патрику Гвинну было двадцать четыре, он задумал переделать классический викторианский особняк родителей, их семейную резиденцию, в новом экспериментальном стиле. Отец Гвинна согласился на авантюру: снес старый дом и оплатил строительство нового. Так появился первый большой проект архитектора, ставший одним из лучших памятников модернизма в Великобритании и единственным загородным, находящимся под управлением Национального фонда. 

Вдохновленный работами Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, Гвинн перенял многие принципы, определявшие архитектуру того времени, но сумел объединить их с английскими традициями. Выведенная и точно выверенная им формула позволила в конце 1930-х создать настоящий шедевр в графстве Суррей. Белые, отражающие солнце стены, высокие потолки, свободное пространство, не загроможденное внутренними опорами, и окна от пола до потолка, из которых открывается панорамный вид на сад. Рай для минималиста, но с щепоткой люкса: в отделке Гвинн все-таки использовал более дорогие материалы, включая терраццо, мрамор и сусальное золото, которые придали мягкость суровой эстетике стиля.

Когда Патрик Гвинн решился передать дом Национальному фонду, он поставил условие: Хоумвуд продолжит оставаться семейной резиденцией, а публика сможет посещать его раз в неделю в течение шести месяцев в году. Фонд выполнил пожелания владельца: теперь счастливчики могут побывать внутри усадьбы архитектора и увидеть ее интерьеры своими глазами, предварительно поохотившись за билетами на официальном сайте.

Уиллоу-роуд, 2, Лондон 
2 Willow Road

В 1930-х годах в изолированном от городской суеты районе Хэмпстед поселилась семья венгерского архитектора Эрнё Голдфингера — в доме на Уиллоу-роуд, который он сам и спроектировал. Вскоре этот район начала заполнять творческая и интеллектуальная богема столицы. Так их соседями стали художники Бен Николсон, Барбара Хепуорт и Генри Мур. Тогда Голдфингер решил построить блок из трех квартир. Согласовав требования к строительству с властями и отстояв при этом неотъемлемый для философии модернизма бетонный каркас (вызывавший, к слову, шквал недовольства у местных жителей), архитектор завершил свой проект к лету 1939 года.

Апартаменты Голдфингеров заняли центральную часть здания. Они получились самыми большими и очень функциональными: с помощью перегородок основное пространство квартиры можно было легко увеличить, объединив обеденную зону с мастерской архитектора. Большую часть мебели, простой и удобной, Голдфингер тоже спроектировал сам. А вот центральная винтовая лестница, соединяющая этажи апартаментов, — это уже работа датского дизайнера и инженера Уве Арупа. 

С 1995 года квартира архитектора и прекрасная коллекция произведений искусства, включающая работы Макса Эрнста, Ман Рэя и Бриджит Райли, перешла в собственность Национального фонда. Апартаменты под номерами один и три по-прежнему остаются частными владениями.

Терн-Энд, Бакингемшир
Turn End

Терн, Мидл-Терн и Терн-Энд — ансамбль из трех загородных домов, спроектированных и построенных в 1960-х годах всемирно известным архитектором Питером Олдингтоном. Уникален он по трем причинам. 

Во-первых, каждый из домов получил премию Королевского института британских архитекторов в области архитектуры и был отнесен ко второй категории исторических зданий (Grade II). Среди зданий, построенных в послевоенный период, лишь несколько относятся к этому классу.

Во-вторых, Терн-Энд — это не музей, а жилой дом. По этой причине попасть в него можно только несколько раз в год — в дни открытых дверей. Тогда же открываются два соседних дома, хозяева которых, в том числе сам Олдингтон, любезно принимают у себя десятки гостей и с готовностью рассказывают об истории зданий и особенностях конструкций. Дома, сделанные из дерева, бетонных блоков и стекла, эффектно объединяют три основных жилых пространства: светлую гостиную с внутренним двориком, кухню и небольшую спальню.

Дизайн домов Терн-Энда — отражение философии их создателя, говорившего: «Архитектор не должен забирать трудом заработанные деньги у среднего класса и строить шикарный дом для себя посреди деревни». Вместо этого он должен суметь построить свой дом «вокруг деревни». Из этой же концепции вырос сад вокруг дома — его естественное продолжение, часть дикого природного ландшафта. И это третья причина побывать в Терн-Энде. 

Космический дом, Лондон 
The Cosmic House

Необычный дом покойного архитектора Чарльза Дженкса — как шкатулка с его многочисленными постмодернистскими идеями. «Провал современной архитектуры, — писал Дженкс, — заключается в коммуникации». Он был уверен, что здания должны рассказывать истории, должны что-то значить. Его дом, полный этих историй, а также легенд, секретов и мистики, — реальное тому доказательство. Снаружи четырехэтажная викторианская резиденция, которую архитектор и его жена Мэгги Кесвик купили в 1978 году, практически не привлекает внимания. Но внутри она похожа на декорации для съемок фантастического фильма про будущее. 

Центральную часть дома занимает цилиндр с винтовой лестницей, который окружен четырьмя просторными комнатами, оформленными в стиле времен года. Эту лестницу Дженкс называл «абстрактным календарем солнечного года». Количество ее ступеней равно количеству недель в году, и на каждой вырезано по семь линий — по одной на день недели. У основания лестницы находится круглая табличка — работа Паолоцци, изображающая черную дыру. 

По этой лестнице можно подняться в библиотеку с сотнями книг, а также тысячами 35-миллиметровых пленок Дженкса — в тонких вертикальных шкафах, называемых «скребками для слайдов». Рядом спальня, гардеробная в лунном стиле и детские. Или же можно спуститься по лестнице в цоколь — там спрятана гидромассажная ванна в виде перевернутого купола римской церкви в стиле барокко, созданная архитектором Пирсом Гофом.

Чтобы окончательно вас заинтриговать, скажем так: возможно, это самый многослойный, символистский и удивительный дом, в котором вам когда-либо доведется побывать. 

Полный текст об исторических домах в Англии напечатан в специальном выпуске журнала «Зима» #английскийдом. Заказать свою копию можно по ссылке.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: