Несколько недель назад в афише лондонских событий появилось скромное объявление — перформанс Марины Абрамович «The Life» в Serpentine gallery. Билеты на него исчезли за несколько минут. Еще бы: всем хотелось увидеть своими глазами «бабушку перформанса» Марину Абрамович. Но никакой Абрамович в галерее не оказалось. Некоторые посетители были в ярости — где обещанная художница? Что за глупая шутка?
На самом деле автором перформанса «The Life» действительно является Марина Абрамович, и этот перформанс, может быть, самый важный из ее проектов. Давайте разберемся, почему.
Творчество Абрамович
Для начала немного вспомним историю самой художницы. Марина Абрамович прославилась вовсе не картинами, а потрясающими художественными действами — перформансами. Перформансы художницы никогда не были простой театральной постановкой, где все действия известны заранее. Все, что делает Абрамович, – это эксперименты с открытым финалом. Частенько эти эксперименты были по-настоящему опасными.
Например, один из ее ранних перфомансов под названием «Ритм 0» чуть не стоил Абрамович жизни. Суть его заключалась в следующем: в комнате где находилась художница и зрители, установили стол с 72 предметами. Здесь были самые разнообразные вещи: от вина и розы до ножей и заряженного пистолета. Зрители могли взять со стола любой предмет и с его помощью сделать с художницей все что угодно. Поначалу публика вела себя скромно, но в конце концов люди начали проявлять агрессию: художницу царапали, кололи, резали одежду, а один раз даже поднесли к голове пистолет.
«Ритм 0» не единственный опасный опыт художницы. Однажды Абрамович пролежала семь часов на раскаленной железной решетке, а во время другого перформанса вырезала у себя на животе звезду. Но самым красивым и пронзительным был перфоманс «Энергия покоя», который Абрамович сделала со своим возлюбленным Улаем. Во время этого перформанса Улай держал натянутый лук, стрела которого была направлена прямо в сердце художницы. Одно неловкое движение отделяло ее от смерти.
Для чего художница проводила все эти страшные эксперименты? Зачем заигрывала со смертью и истязала себя? Может быть, она вообразила себя христианской мученицей, которые на заре нашей эры укрощали свою плоть голодом, холодом и самоистязаниями? Вполне может быть! В роду Марины Абрамович действительно был настоящий православный святой, погибший мученической смертью. Так что обращение к аскезе для художницы было не только исследованием границ своего тела и зрительских реакций, но одновременно диалогом с собственными корнями.
В присутствии художника
Так Марина Абрамович превратила свое тело не только в субъект, но и в объект творчества. Искусство Абрамович непредставимо без нее самой в качестве главного экспоната. Она, ее тело, ее эмоции, ее движения, ее пронзительный взгляд – и есть главные инструменты художницы. Многие участники вспоминают магнетическое воздействие художницы на зрителей, кажется одного только ее присутствия в музейном зале было достаточно, чтобы состоялся художественный акт.
И действительно, в знаменитом перформансе «В присутствии художника» у Абрамович не осталось никаких внешних средств и декораций – только она и сидящий напротив зритель. Этот перфоманс длился почти три месяца. Художница сидела в здании Нью-йоркского музея современного искусства от открытия до закрытия и молча смотрела в глаза зрителям, которые по очереди садились за стол напротив нее. Художница вспоминает, что для сидевших с ней людей этот опыт был сродни своеобразной медитации, погружения в себя. Многие из них плакали.
Продолжением такого долговременного перформанса стал проект «512 часов» в лондонской галерее Serpentine. Все лето 2014 года художница проводила в галерейном зале, куда с 10 утра до 6 вечера стекались зрители.
За 512 часов перформанса с Мариной Абрамович встретилось около 130 тысяч человек.
Перформансы, продолжавшиеся многие дни, недели и даже месяцы, стали визитной карточкой художницы. Такие длительные действия были для нее погружением в реальность настоящего момента. Мы часто сосредоточены на воспоминаниях прошлого или теряемся в мечтах о будущем, но художница приглашает зрителей вместе с ней вернуться в настоящее, понять и прочувствовать, как им жить.
Присутствие без присутствия
Спустя пять лет Марина Абрамович вновь вернулась в Serpentine gallery в Лондоне. Но только в 2019 году она появилась перед лондонцами в цифровом виде. В галерее с помощью технологии дополненной реальности было созданное электронное трехмерное изображение художницы. Совместно со студией Tin Drum, которая специализируется на работах в жанре «смешанной реальности», художница записала 19-минутный видеоролик. Ее снимали одновременно 36 камер, благодаря чему удалось запечатлеть Абрамович в разных ракурсах и собрать из них объемное изображение.
Для того, чтобы увидеть Абрамович, нужно проследовать в импровизированную научную лабораторию, где тебя встречают сотрудники галереи в белых халатах. Каждому посетителю надевают очки дополненной реальности и вот, спустя мгновение, ты действительно видишь саму Марину Абрамович, стоящую в центре зала. Художница делает замысловатые пасы руками и ходит по кругу, словно танцуя какой-то ритуальный танец. Временами ее образ рассыпается в синюю звездную пыль, и на полу галереи остается лишь тень от ее невидимого тела. Что же хотела сказать всем этим «бабушка перформанса»?
Наследие
В последнее время Марина Абрамович все чаще стала говорить о том наследии, которое она оставит будущим поколениям художников и зрителей. Чтобы передать свой творческий метод, Абрамович основала специальный институт, где изучают все нематериальные виды искусства и проводят представления художники со всего мира. Но все же жанр перформанса иллюзорен, он существует лишь здесь и сейчас. Перформанс нельзя повесить на стену в музее, а видео и фотографии, истории о представлениях не передают и одной сотой того интимного опыта общения с художником, который был доступен участникам.
И тут на помощь приходит виртуальная реальность – благодаря современным технологиям тело художницы, ее главный инструмент, можно перевести в цифровую форму и сделать достоянием вечности. Отныне, как говорит сама Абрамович, «проект может быть повторен в любом месте в мире, даже если меня там нет. И это поражает воображение. Я могу присутствовать в любой точке на планете». Абрамович, фактически создавшая жанр перформанса, спустя 50 лет сама же пытается радикально его реформировать и перевести в совершенно новое качество. Художница надеется, что другие художники последуют за ней и тоже переведут свои художественные опыты в смешанную реальность.
Но вот только есть ли будущее у этого нового жанра? Несмотря на тщательно выстраиваемый антураж, сданные при входе вещи и ассистентов в белых халатах, по-настоящему проникнуться ритуальностью и серьезностью происходящего лично мне так и не удалось. У меня (и не только у одной меня) этот перформанс оставил ощущение подделки, игры, развлечения. Словно настоящие человеческие отношения заменили на электронный симулякр. Хотя в современной реальности в этом нет ничего удивительного.
Впрочем, это еще не конец. Говорят, что в 2020 году в Лондоне Марина Абрамович планирует грандиозное шоу, посвященное очередному юбилею ее художественной деятельности. На нем Марина появится уже без помощи шлемов виртуальной реальности.