27 июля галерея британского искусства Тейт Британ откроется после пандемии. И в ней возобновится масштабная ретроспектива художника-иллюстратора конца XIX века Обри Бирдсли (по-русски его называют Бердслей или Бёрдсли, но лучше придерживаться английского звучания — прим. автора). Сейчас галерея карантинит, но мы все надеемся, что, когда эпидемия сойдет на нет, появится возможность посетить выставку. Бирдсли прожил очень короткую жизнь — он умер в возрасте 25 лет от туберкулеза. Но всего лишь за 7 лет своей творческой карьеры художник стал ключевой фигурой сразу двух жанров fin de siècle: символизма и ар-нуво.
Обри Бирдсли, эстет и денди сухощавого хрупкого телосложения, несмотря на свои сексуально заряженные работы с замаскированными и не очень фаллическими образами, скорее всего, умер девственником. Все, что нужно было ему для выражения своих странных, мистических и пугающих фантазий — это перо, гуашь, бумага и две свечи (он любил работать допоздна). Вот немного сведений о жизни этого визуального гения, повелителя синусоид.
Обри Винсент Бирдсли родился в 1872 году в курортном городке Брайтон на юге Англии в семье среднего класса. Его художественные и музыкальные способности проявились уже в детстве. Когда ему было 7 лет, у него обнаружили туберкулез — болезнь, которую тогда не лечили и которая была причиной ранней смерти многих британцев в Викторианскую эпоху и позднее. Так, среди прочих, от чахотки скончались писатели Роберт Луис Стивенсон, Джейн Остен, Джордж Оруэлл, поэт Джон Китс и актриса Вивьен Ли.
Семья Бирдсли переехала в Лондон, и Обри в 17 лет поступил на работу младшим клерком в страховую компанию. Поворотным пунктом всей жизни молодого художника стала встреча с Эдвардом Берн-Джонсом, поздним прерафаэлитом. «Природа наделила вас всеми необходимыми дарами, чтобы стать большим художником», — вот слова Берн-Джонса после знакомства с несколькими рисунками 19-летнего Обри. С рекомендацией своего покровителя Берн-Джонса Бирдсли поступает в Вестминстерское художественное училище — там его наставником становится художник-импрессионист и директор училища Фредерик Браун. В 20 лет Обри получает первый крупный заказ — иллюстрирование издания средневекового трактата Томаса Мэлори «Смерть короля Артура». Так у Бирдсли появляется возможность оставить работу в страховой компании и полностью отдаться искусству
В последующие два года он делает 353 рисунка к этому изданию и изучает японские черно-белые рисунки, оказавшие на его художественное формирование столь же большое влияние, как и нео-средневековые полотна Берн-Джонса. Бирдсли входит в круг лондонского эстетического движения, где царствует драматург Оскар Уайльд, и получает заказ на создание иллюстраций к пьесе Уайльда «Саломея» — эротизированной версии библейской истории, со скандалом снятой с театральной сцены за богохульство. В работе над этим заказом Бирдсли проявляет себя, как уже сложившийся художник с неповторимым графическим стилем. С публикацией «Саломеи» в 1894 году Обри становится знаменитостью — ему предлагают работу художественного редактора ежеквартального периодического издания «Желтая книга» (Yellow Book). Благодаря рисункам Бирдсли альманах сразу становится бестселлером. Но в 1895 году Оскара Уайльда арестовывают по обвинению в «содомии», а Бирдсли увольняют с работы за предполагаемые связи с Уайльдом и его «порочным кругом». Обри бежит от скандалов во Францию, где вместе с издателем Леонардом Смитерсом начинает издавать журнал «Савой», задуманный как конкурент «Желтой книги». В свет выходят всего 8 номеров «Савоя» — в декабре 1896 года журнал прекращает свое существование.
Бирдсли берется за свою последнюю большую работу — иллюстрирование комедии древнегреческого драматурга Аристофана «Лисистрата». Там речь идет о женщине, которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами с помощью «сексуальной забастовки». Художник набирается идей для вдохновения в Британском музее: знакомится с изображениями на греческих вазах, в первую очередь — с работами самого сексуально откровенного вазописца Дуриса. Окончательные работы Бирдсли настолько эротичны, что 70 лет спустя, во время его первой большой выставки в музее Виктории и Альберта в 1966 году, полиция пыталась ее закрыть как порнографическую.
В 1897 году болезнь художника резко обостряется, он с матерью отправляется на Французскую Ривьеру, где умирает 16 марта 1898 года в отеле «Космополитен» курортного города Ментона. Незадолго до смерти Бирдсли переходит в католичество и просит издателя Смитерса уничтожить все его откровенно эротические рисунки. Но Леонард Смитерс последнюю просьбу художника не выполнил, за что мы ему очень благодарны. Информация о выставке.
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
+447754062365
Джерри Миллер проводит виртуальный тур по Национальной картинной галерее 28 июля и 11 августа.