Искусство

История Британии в лицах: что смотреть в (снова) открывшейся Национальной портретной галерее 

23.06.2023Дарья Кизенкова

В четверг, 22 июня, Национальная портретная галерея заработала после масштабной реконструкции. Открытия одного из главных художественных музеев страны ждали 3 года, а на его реновацию было потрачено более 35 миллионов фунтов – поэтому ожидания любителей искусства за это время успели стать самыми высокими. Редакция «Зимы» уже успела посмотреть обновленную экспозицию и рассказывает, что нельзя пропустить при походе во вновь открывшую двери галерею.

Все для удобства посетителей – пожалуй, главный лозунг вновь заработавшей National Portrait Gallery, созвучный ее глобальному ребрендингу. Кажется, поставленную задачу превратить первую в мире портретную галерею, занявшую неоренессансное здание у Трафальгарской площади, в модернизированное, современное пространство, руководству удалось. Среди последних открытий в Лондоне сложно найти локацию, настолько органично сочетающую в себе историческую подоплеку и в то же время приверженность тенденциям и трендам. 

Зайдя в монументальное здание, где теперь, после трех лет пустоты, в любое время дня будет внушительное количество посетителей, невольно начинаешь относиться к галерее как к живому человеку, готовому рассказать многовековой путь британской нации. Начните свое персональное историческое исследование с третьего этажа: так знакомиться с великими людьми и событиями Британии вы будете в хронологическом порядке.

Слева направо: портреты Томаса Мора, королев Англии Анны Болейн и Джейн Сеймур, ок. 1500-1536 гг.

Сразу на входе в крыло Duveen Wing вас «встретят» Тюдоры – влиятельный королевский дом, сумевший занять английский престол на долгие (по крайней мере, по меркам Средневековья и Нового времени) полтора века до начала XVII столетия. Именно в этот период жанр портрета в Британии завоевал популярность и стал одной самых востребованных форм изобразительного искусства, поэтому изображать на холсте стало модным как монарших особ, так и их современников.

Почти всю стену одного из залов занимают портреты Генриха VIII и его жен; правда, из шести королев представлены портреты лишь четырех, включая Анну Болейн и первую супругу монарха Екатерину Арагонскую. В одном из следующих залов не пропустите «последнюю из Тюдоров» – портрет Елизаветы I во время коронации на престол (автор работы неизвестен). Вместе с высшим светом в экспозиции можно найти и выдающихся деятелей сразу нескольких эпох: Томаса Мора, Уильяма Шекспира и других.

Портрет Уильяма Шекспира, предположительно Джон Тейлор, 1610

Остальные секции верхнего этажа проведут вас по истории Британии, затронув более поздние важнейшие события вплоть до середины XIX столетия: присоединение Уэльса, Шотландии и Ирландии к Англии (что фактически способствовало созданию новой британской нации), расцвет империи во время правления королевы Виктории. Вместе с этим, в стране настало время великих художников, поэтому на стенах выставлены работы Рейнолдса, Гейнсборо и других влиятельнейших мастеров английской живописи.

Этаж ниже по хронологической спирали «спускает» посетителей уже в Великобританию с 1850-х годов до конца XX столетия. Как и весь мир, страну затронула эпоха глобальных событий и потрясений, на которые искусство не могло своевременно не отреагировать. Точками отсчета в этом столетии во многом стали Первая и Вторая мировые войны, а также последовавшее за ними восстановление государства. Именно поэтому портреты и фотографии Уинстона Черчилля и короля Георга VI, ставшего живым символом сопротивления страны нацистскому режиму, а вместе с тем, Bright Young Things – британская богема «ревущих» 1920-х годов – лишь немногое, что встретится вам на 2 этаже музея.

Обязательно зайдите в Blavatnik Wing – галерею, названную в честь бизнесмена и мецаната Леонарда Блаватника, потратившего около 10 миллионов фунтов на реставрацию музея из суммарных 35 (именно во столько обошлась реновация). В экспозицию включены портреты великих британцев, которые самолично «писали историю» уже 100-200 лет назад. Кстати, отдельный небольшой зал посвящен творчеству Люсьена Фрейда: работы особо интересны, поскольку вместо хорошо известных произведений здесь выставлены его эскизы и карандашные наброски, которые мастер много лет хранил у себя дома.

Диана, Принцесса Уэльская, 1961-97. Брайан Орган, 1981

Сразу несколько залов второго этажа своим названием Making Modern World отсылают к середине XX века и уже нашим дням. Новая эпоха принесла в Британию, как и во многие другие страны, свободу от стереотипов, отказ от устоявшихся ценностей и бунтарский дух. Неудивительно, что эта часть экспозиции посвящена «поколению революции», которое поменяло мир – главным образом через музыку и искусство. Фотографии The Beatles, The Rolling Stones и Элтона Джона здесь соседствуют с портретом арт-провокаторов Гилберта и Джорджа, однако изображения королевской семьи – принцессы Дианы, Елизаветы II – все же напоминают посетителям о все еще сохранившейся монархической традиции, навсегда ставшей частью культурного кода.

Наконец, в нескольких небольших комнатах на первом этаже разместились портреты современных известных людей, завершающие масштабную экспозицию. Что интересно, женские образы здесь превалируют над мужскими – решено было сделать акцент на великих британках, которые оставили значительный след уже в истории страны сегодня.

Фотографии The Beatles, Элтона Джона, Тома Джонса и других культовых музыкальных исполнителей 1960-1970 гг.

В ближайшее время (с 28 июня) в галерее также откроется масштабная временная выставка фотографий Пола Маккартни, сделанных их самим в 1964 году. Музыкант нашел давние снимки несколько лет назад, после чего лично обратился в Национальную портретную галерею с просьбой помочь организовать выставку.

Впрочем, посетить National Portrait Gallery однозначно стоит в первую очередь ради постоянной экспозиции: открытие музея после длительной реновации можно считать главным арт-событием года в Великобритании, а потому оценить вновь заработавшее культурное пространство после столь долгого перерыва стоит лично.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: