Культура

«Оруэлл нашего времени»: какой получилась выставка Владимира Сорокина в Лондоне

03.07.2024Дарья Кизенкова

В лондонской галерее Shtager&Shch открылась выставка Владимира Сорокина «День опричника» при поддержке Tsukanov Family Foundation. «Зима» рассказывает, как проект о прошлом России отражает реальность настоящего и почему он будет интересен не только любителям истории.

«День опричника», представленный в Shtager&Shch, основан на одноименном романе Владимира Сорокина. В свое время громко прозвучавшая антиутопия писателя получила высокие оценки как критиков, так и широкой публики: номинация на Букеровскую премию, театральные постановки, включая спектакль Марка Захарова в Ленкоме. Спустя чуть меньше двадцати лет после создания произведения «опричник» Сорокина вновь возвращается, но уже на холстах в Лондоне.

«День опричника» – не первая совместная работа арт-куратора и галериста Марата Гельмана и писателя Владимира Сорокина. В 2023 году в Лондоне, а также в Берлине и Нью-Йорке уже была показана выставка «Голубое сало», из которой во многом «вырос» данный проект. По словам Гельмана, совместно с Сорокиным им удалось создать просветительский нарратив, с помощью которого художник рассказывает британской публике главу из истории России.

Фото: Сергей Новиков

Как признается основатель фонда Tsukanov Family Foundation Игорь Цуканов, выставка стала для него «крайне персональным и глубоко личным проектом». Как отмечает сам Цуканов, опричнина уже давно вышла за временные рамки российской истории, став явлением, которое описывает государственный уклад внутри страны не только столетия назад, но и сегодня. «Сорокин – это Оруэлл нашего времени для России». 

«Все образы, которые выбирает Сорокин для своих работ, возможно, не настолько понятны лондонскому зрителю, но прозрачны и ясны для русского обывателя. Для меня было очевидным, что Россия погрязла в опричнине еще десятилетия назад – задолго до выхода повести Володи (Сорокина) – и окончательно утонула в тоталитаризме и своем желании искоренить любое инакомыслие сегодня». 

В своих работах Сорокин намеренно совмещает эпоху Ивана Грозного с современностью. «Царева гвардия» будто бы успешно эволюционировала: вместо метлы и плети в руках у слуг государя огнестрельное оружие, выслеживать врагов внутри страны им помогают современные технологии, а часть опричников сегодня отправилась на войну. «Поменялось время, но суть осталась прежней: на каждой работе представлена каста «рабов», которая верна лишь своему хозяину и готова беспрекословно выполнять приказы», – добавляет Цуканов.

Большую часть работ Сорокин создал при помощи искусственного интеллекта. По словам Гельмана, использование технологий в живописи знаменует «новую эпоху в искусстве». «До развития AI существовало два основных способа нарратива: аналитический – посредством слова, и творческий – через изображение. Когда художник задает компьютеру желаемое описание работы, а машина на основании «сценария» автора воспроизводит визуальную составляющую, происходит синтез этих двух методов. Таким образом, полностью меняется парадигма искусства как такового», – объясняет галерист.

Фото: Сергей Новиков

Среди представленных работ Сорокина особенно сильно выделяется «Деловая трапеза». «В отличие от других серий, здесь Сорокин прибегает к приему «богатой живописи», поэтому в конечном счете, даже после использования искусственного интеллекта, полотно выглядит так, как будто автор собственноручно выписывал каждый штрих, создается ощущение «дрожащей руки» живописца», – рассказывает Гельман.

Несмотря на «сюжетность» и излишнюю литературность работ, как может показаться на первый взгляд, за выразительными персонажами и бытовыми зарисовками из жизни опричнины стоит острая этическая проблематика. С помощью фасада из красочных костюмов и колоритных интерьеров Сорокин через призму утрированности крайне быстро погружает зрителя в художественный мир, который стал отражением реальности спустя время.

Посетить выставку можно до 13 июля в галерее Shtager&Shch.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: