Художник из Мумбаи, посвященный в рыцари Британской империи, самый известный скульптор современности, автор знаменитых зеркальных скульптур в Лондоне и Чикаго – Аниш Капур. Когда видишь работы Капура, кажется, что попал в параллельную реальность: гигантские стальные окружности и трубы из ткани, провалы в стенах и потолке, расплавленные массы вязкого воска и вазелина. Какое все это имеет отношение к искусству? Попробуем разобраться.
Индус, еврей или англичанин?
О происхождении Аниша Капура стоит сказать отдельно: в нем смешалось огромное количество народов, языков и культур. Капур родился в Мумбаи, в семье индуса и иракской еврейки. Родители мечтали показать детям мир, но денег на это не было. «В то время билет на самолет стоил дороже, чем годовая зарплата моего отца», – вспоминал скульптор. Но родители все-таки нашли выход и воспользовались еврейским происхождением матери Капура. Аниш Капур эмигрировал в Израиль, где провел несколько лет в кибуце. Из Израиля он переехал в Лондон и там начал свою художественную карьеру.
Поначалу к Капуру относились как к диковинке. Однокурсники постоянно расспрашивали его про Индию. Но постепенно он влился в арт-сообщество и стал одним из самых крупных скульпторов современности.
Так кем же считает себя скульптор и художник Аниш Капур? Индусом? Евреем? Англичанином? Капур решил проблему самоидентификации довольно необычным способом – он отказался связывать свое искусство с какой-либо из культур и обратился к докультурной первобытной символике. Его работы состоят из простейших геометрических фигур и окрашены в локальные цвета: красный, синий, белый, черный. Капур рассказывает о сотворении мира, о материи вселенной, об ощущении полноты и пустоты. То есть о наиболее абстрактных понятиях, которые лежат в основе любой культуры.
Королевство кривых зеркал
Творчество Капура надо видеть, причем в данном случае это не заезженная фраза, а чистая правда. Никакие фотографии и подробные описания не передают тот фантастический эффект, который испытываешь при реальном столкновении с его скульптурами. Капур создает пространство, в которое можно упасть, нырнуть и потеряться. Его скульптуры напоминают странные видения: зависший над землей стальной овал, провал в полу, вогнутая белая стена, масса из красного воска.
К тому, что делает Капур, невозможно найти какие-то аналогии из реального мира. Кажется, что это материализовавшиеся галлюцинации.
Особенно сильное впечатление производят гигантские фасолины с идеально отполированными зеркальными поверхностями. Издалека они напоминают зависшие над землей летающие тарелки. Самая известная зеркальная скульптура «Облачные врата» находится в Чикаго и считается одним из главных символов города. Фотография с этой скульптурой есть у любого побывавшего здесь туриста. «Облачные врата» представляют собой блестящий 20-метровый боб из нержавеющий стали, в котором отражается весь город и штурмующие скульптуру днем и ночью туристы.
Заглядывать в зеркальные работы Капура всегда чрезвычайно интересно. Неровная поверхность искажает отражение, переверчивает, сплющивает и вытягивает его. Таким образом в скульптурах Капура создается внутреннее пространство, новое измерение, которое мы видим своими глазами и в то же время это лишь фантом, отраженный образ.
Чернее черного
Создавать иные миры Капур умеет не только с помощью отражений, но и с помощью цвета. Это довольно необычное решение для скульптора, ведь скульптура в основном выражает себя через форму. Капур же в своем творчестве выбирает в качестве главного инструмента цвет, приближаясь таким образом к живописи.
Свои самые первые работы Капур делал из сыпучих красочных пигментов, они напоминали замысловатые насыпи из цветного песка. Художник специально создает ощущение, что эти насыпи могут рассыпаться от легкого дуновения ветра и в этих скульптурах окончательно исчезнет всякая форма, оставив лишь хаотичные пятна цвета. Но эта уязвимость – иллюзорна, разноцветные насыпи Капура надежно скреплены и твердо стоят на земле.
Впоследствии Аниш Капур придумал своеобразный гибрид из скульптуры и живописи – окрашенные в простейшие базовые цвета полусферы, расположенные на уровне взгляда зрителя. На фотографиях эти работы выглядят совершенно непритязательно: желтые, синие или черные круги на стене. Но на самом деле это объемные формы, которые создают вокруг себя по-настоящему магическое пространство. Капур создает иллюзию втягивания, засасывания в эти полусферы. Этакие «черные дыры» среди музейного зала.
Такой эффект достигается за счет особых материалов, которые использует скульптор. Многие его работы сделаны с помощью особой черной краски под названием Vantablack. Эта краска считается самой черной краской в мире, она поглощает 99,96% падающего на нее света. Изначально Vantablack была создана для военной промышленности, в нее красили истребители, чтобы сделать их невидимыми для противника. Но Капур решил использовать ее для своих произведений и даже выкупил эксклюзивные права на этот материал.
Краска создает ощущение абсолютной непроглядной тьмы. Она настолько черная, что человеческий глаз перестает воспринимать цвет и создается иллюзия открывающегося за черным пространства, похожего на черную дыру. Так в очередной раз Капур размыкает пространство, создавая фантастические пустоты внутри своих скульптур. Как говорит сам скульптор: «Работы с пустотой… они о тьме и жути, о чем-то не до конца осознаваемом и полузабытом. Тьма – нечто нам знакомое, это состояние вещей, когда нет света, но в каком-то смысле она царит и у нас внутри».
Фото Shutterstock и anishkapoor.com