Политика / Борис Джонсон должен обнародовать «критически важную информацию» о пэрстве Евгения Лебедева
От Бориса Джонсона требуют срочно дать пояснения о том, каким образом основной владелец изданий The Evening Standard и The Independent Евгений Лебедев стал пожизненным пэром в Палате лордов. Это связано с тем, что его отец российский бизнесмен Александр Лебедев попал под санкции в Канаде.
Полтора года назад, 19 ноября 2020 года, королева Елизавета II пожаловала Евгению Лебедеву титул барона. Тогда же по представлению премьер-министра Бориса Джонсона он стал пожизненным пэром Палаты лордов британского парламента. К этому моменту Лебедев уже как минимум 8 лет был владельцем The Evening Standard и The Independent: его отец Александр Лебедев купил эти издания в 2010 году, но затем передал права собственности на них сыну. Впрочем, основанием для возведения Лебедева-младшего в лорды стала не только его бизнес-деятельность, но и участие в благотворительности: на то, что он потратил на филантропические цели более ₤75 млн, на Даунинг-стрит указывали как на важную причину получения им титула барона и статуса пэра.
В последнее время, после вторжения России в Украину, у оппозиционных британских партий к этому назначению много вопросов — несмотря на то, что в начале войны Евгений Лебедев опубликовал в The Evening Standard открытое письмо к российскому президенту, призывая его прекратить нападение на Украину, а также на то, что он не имеет деловых интересов в России, а в Кремле, по его собственным словам, был только в музее. Однако лейбористы, в частности, указывают на то, что его отец — бывший офицер КГБ, и как человек, предположительно, имеющий связи с Кремлем оказался в числе 15 российских граждан, на которых 20 мая были наложены санкции в Канаде.
«Сейчас есть очень веские основания для того, чтобы Александр Лебедев подвергся санкциям со стороны Великобритании, — заявила вице-лидер лейбористов Анджела Рейнер, которую цитирует The Telegraph. — [А Борис Джонсон в свое время] не обнародовал важную информацию, касающуюся назначения сына Александра Лебедева в Палату лордов, несмотря на опасения служб безопасности. Это еще один случай, когда премьер-министр нарушает правила, чтобы защитить своих друзей».
Билл Браудер, финансист, чья кампания против российских олигархов сыграла центральную роль в принятии закона Магнитского, считает, что санкции, наложенные на Лебедева-старшего в Канаде и которые могут быть наложены в Великобритании, создают «огромную проблему в британской политике». «Я думаю, это довольно взрывоопасно, потому что обычно, когда вы вводите санкции против олигарха, вы также должны обратить внимание на членов его семьи, а его сын входит в Палату лордов, — говорит он. — Это [пэрство Евгения Лебедева] и раньше выглядело не очень хорошо, а теперь это выглядит еще хуже».