Места

Что хотел сказать автор: разбираемся, зачем Бэнкси населил Лондон животными

12.08.2024Анастасия Сопикова

На прошлой неделе в столице появилось семь работ Бэнкси. Каждый день в 13:00 художник подтверждал авторство нового граффити в своем Инстаграм-аккаунте — уникальный для него всплеск активности. Рассказываем, где посмотреть новые работы, и что это все может значить.

Кто такой Бэнкси

Анонимный художник (или группа художников), который работает с 90-х годов. Родом из Бристоля, где сохранилось много его ранних граффити. Чтобы оставаться инкогнито, появляется на публике в черном худи и в маске обезьяны.

Как предполагают многочисленные эксперты, занимающиеся исследованием личности художника, скорее всего, под псевдонимом скрывается Роберт Дель Ная, музыкант группы Massive Attack — чтобы убедиться в этом, посмотрите интервью Бэнкси 2003 года, а затем найдите фото Роберта. Локации концертов Massive Attack и работ Бэнкси тоже часто совпадают. Другой «подозреваемый» — британец Робин Ганнингем. В 2008 году журналистка Daily Mail Клаудия Джозеф провела целое расследование и даже привлекла специалистов по геопрофилированию, которые подтвердили догадку.

Кроме граффити, на счету Бэнкси с десяток других арт-проектов: плакаты, фильмы, парк аттракционов Dismaland, копия скульптуры Родена с конусом вместо головы, фунты с принцессой Дианой и даже отель Walled off, окна которого выходят на разделительный барьер Израиля. В 2021 году его работа «Любовь в мусорном баке», наполовину разрезанная шредером, ушла на аукционе Sotheby’s за рекордные 18,6 млн фунтов.

«Лондонский зоопарк»: какие работы появились на прошлой неделе

1
Понедельник: Козел возле моста Kew, Ричмонд 

    Первая работа появилась утром пятого августа на стене компании Boss & Co — старейшего производителя оружия в Лондоне. Это козёл, который сбрасывает камни с вершины. Примечательно, что Бэнкси опустил камеру видеонаблюдения так, чтобы в объектив попадали только камни — последствия неких действий, а не их причина. Так родилась версия о связи работ с недавними погромами ультраправых и дезинформацией в медиа, которая их вызвала. «Ненадежная позиция на грани отражает хрупкое состояние британского общества, которое в шаге от хаоса из-за недавних беспорядков», — комментирует пользователь @colmpeterdownes в Инстаграме Бэнкси.

    Козёл, забравшийся на вершину, может быть и символом энвайроментализма — для животных нет места в сегодняшнем мире. А еще нельзя не вспомнить аббревиатуру GOAT — Greatest Of All Times, которая, конечно же, о самом Бэнкси.

    2
    Вторник: Слоны на улице Эдит Террас в Челси.

    Обычно Бэнкси делает перерыв в несколько месяцев (а то и лет) между появлениями. Тем большее удивление вызвала следующая работа, которую заметили во вторник утром — слоны, тянущиеся друг к другу хоботами. Фанаты тут же связали граффити с выражением «elephant in the room» — большая и неудобная проблема, которую предпочитают замалчивать. Толкование ложится в теорию о связи работ с погромами. Другая необычная трактовка — о том, что слоны символизируют семейные ценности, связь детей и родителей, которая ослабла в современном мире.

    3
    Среда: Обезьяны, свисающие с моста на Brick Lane

    Brick Lane преобразился в среду — после того, как Бэнкси подтвердил авторство третьей работы, сюда стягиваются зрители со всего Лондона. Кто-то считает очевидной игру с японским изображением трёх обезьян, закрывающих глаза, уши и рот: не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле. Обезьяны Бэнкси же, напротив, ко злу будто присоединяются, выпущены на свободу. Работа неслучайно появилась именно на мосту — символе связанности и прогресса — потому другие считывают здесь критику иррациональных действий и популизма.

    4
    Четверг: воющий волк на улице Rye Lane, Пекам

    Работа, которой любовались недолго — тарелку украли через час после поста Бэнкси. Интересно, что она вполне могла оказаться муляжом — по данным Google Street View от прошлого года, на этом здании спутниковых антенн раньше не было.

    Что может символизировать волк? Одиночество, отчаяние, загнанного в угол хищника. Как указывает корреспондент ArtNews Дэниэл Кэсседи, на фотографиях в аккаунте Бэнкси люди не обращают на граффити-животных — точно так же они не обращают внимания на природу, которая умирает в бетонных джунглях.

    5
    Пятница: Два пеликана над вывеской рыбной лавки в Walthamstow

    Словно споря с Кэсседи, в пятницу Бэнкси подтверждает авторство фотографией, на которой женщина изумленно рассматривает новое граффити. «Буквально спас рыбную лавочку от банкротства», — отметили подписчики в Инстаграме. Отдельной теории относительно этой работы пока нет — однако она встраивается в теорию о критике непоследовательного и «животного» поведения, которое потрясло Лондон в июле.

    6
    Суббота: Потягивающаяся кошка в Криклвуде

    Шестая работа — кошка на билборде, которая смотрит в пустоту будто перед прыжком. Увы, билборд разобрали работники рекламного агентства в тот же день — «из соображений безопасности». «Наш Криклвуд, наш Бэнкси. И полного дня нельзя порадоваться, как кто-то тут же всё портит», — комментируют местные жители. В трафаретах художника часто используется образ крысы, анаграмма art=rat. Вполне возможно, что пустое место на билборде символизирует искусство и самого неуловимого Бэнкси. 

    7
    Воскресенье: Рыбы в полицейской будке на Ludgate Hill

      «А на день седьмой Бэнкси будет отдыхать», — шутили подписчики в Инстаграме. Но не тут-то было: к утру воскресенья полицейская будка в центре Лондона превратилась в гигантский аквариум с пираньями. Как обычно, в 13:00 Бэнкси подтвердил авторство в своем Инстаграм-аккаунте: на фото полицейский снимает работу на телефон, в кадр также попала надпись «If you can see this, we can see you» на столбе. Стоит отметить, что аквариум не похож на предыдущие граффити ни по технике исполнения, ни по цветовому решению, ни по степени детализации. «Гений. „Скотный двор“ Оруэлла», — комментирует пользователь @katesmithac в Инстаграме. 

        На улице сразу выстроилась очередь из желающих сделать фото внутри будки — и полиция установила ограждение вокруг нее. Официальная позиция ясна: власти уже окрестили работу Бэнкси вандализмом, «criminal damage». Но взгляните на фото в аккаунте Бэнкси — этому полицейскому пираньи явно по нраву.

        Теории вокруг

        • Пытается ли Бэнкси сказать что-то с помощью названий животных? Эта теория появилась в первой половине недели: поклонники пытались анаграмму из букв G, E, M W. Еще одна «лингвистическая» догадка — о козле, который может оказаться газелью и символизировать конфликт в Газе.
        • Самая популярная версия связывает серию работ с погромами ультраправых после убийства детей в Саутпорте. В пользу говорит и недавний перформанс с лодкой: 28 июня на фестивале в Гластонбери в толпе появилась надувная лодка с муляжами мигрантов. Так Бэнкси выразил протест против конфискации спасательного судна для мигрантов MV Louise Michel, которое он финансирует.
        • Энвайроменталистский посыл: внимание к уничтожению живой природы и критика урбанизма. Бэнкси неоднократно создавал работы, связанные с защитой окружающей природы: например, в 2002 году он даже нарисовал постер для «Гринпис», на котором изобразил персонажей «Книги Джунглей» Киплинга.
        • Просто поднять настроение в непростые времена — версия, которой придерживается Ванесса Торп, арт-корреспондент The Observer: животные подсвечивают «способность человека к созидательной игре, а не к разрушению и негативу». В пользу этой версии говорит и то, что Бэнкси на этот раз изменил ход «игры»: обычно он подтверждает авторство через несколько дней или месяцев, оставляя простор для догадок. В этот раз вопрос авторства не стоял, но символизм стал более изящным и тонким, рождая простор для спекуляций.

        Сообщить об опечатке

        Текст, который будет отправлен нашим редакторам: